Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Рассказы о картинах и скульптурах  /

«Мир» Антонио Кановы

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  

  Знаменитый итальянский скульптор Антонио Канова (1757–1822) родился в семье потомственных каменщиков. С раннего детства он познал их нелегкий труд. В дальнейшем это сыграло положительную роль: большое количество скульптур, вышедших из-под резца Кановы, отмечено виртуозным мастерством обработки мрамора. Для его произведений, выполненных под воздействием античных образцов, свойственны строгость пропорций, гармоничность линий, ясность форм. Не случайно мастера называли скульптором грации и юности.

А. Канова. «Мир». Мрамор. 1811–1814.
А. Канова. «Мир». Мрамор.
1811–1814.

Творчество Кановы, наиболее яркого представителя классицизма, оказало существенное влияние на развитие европейской пластики первой половины XIX столетия. В римской мастерской скульптора обучалось много учеников из разных стран, в том числе и русский ваятель В. И. Демут-Малиновский. Среди его почитателей были Пушкин, Герцен, Стендаль, Флобер. Группу «Амур и Психея» декабрист А. А. Бестужев-Марлинский подробно описал в повести «Фрегат „Надежда“».

Наиболее прославленные работы Канова исполнял в нескольких вариантах. Тем больший интерес представляет мраморная статуя «Мир» (1811–1814), существующая в одном экземпляре. Богиня мира Эйрена (Паке) особо почиталась в античном мире. После победы афинян над Спартой в 371 году до н. э. возник ее культ. Греческий скульптор Кефисодот Старший изваял группу «Эйрена с Плутосом», символизировавшую мир. В Древнем Риме богиня Паке часто изображалась на монетах императоров с различными атрибутами: рогом изобилия, оливковой ветвью, кадуцеем – эмблемой вестников и парламентеров. И в искусстве последующих эпох также были широко распространены изображения, олицетворяющие мир. Несколько мраморных скульптур итальянских мастеров XVIII века находится в парках Ленинграда и его пригородах: в Летнем саду, Павловске, Гатчине и Пушкине.

Антонио Канова исполнил статую «Мир» по просьбе дипломата и мецената Н. П. Румянцева, дворянский род которого известен выдающимися полководцами и видными государственными деятелями. Знаменательно, что девиз, начертанный на их родовом гербе, гласил: «Не только оружием». Румянцевы принимали участие в заключении трех перемирий России со Швецией и Турцией. Эти деяния и пожелал увековечить в мраморе русский заказчик Кановы.

Эйрена с Плутосом. Римская копия по оригиналу Кефисодота Старшего. Мрамор. Около 370 г. до н. э.
Эйрена с Плутосом. Римская
копия по оригиналу Кефисодота
Старшего. Мрамор. Около
370 г. до н. э.

Сохранившиеся модели из глины и гипса свидетельствуют о том, что над скульптурой ваятель упорно работал в течение нескольких лет. Подражая античным канонам, Канова изобразил Мир в образе молодой крылатой женщины, попирающей змею. Левой рукой она опирается на жезл, а правой облокачивается на колонну, где высечены названия и даты мирных договоров. Благородство и спокойствие выражены в уверенной позе богини, безмятежных чертах лица, плавно струящихся складках драпировки. Выразителен силуэт крыльев с детально проработанным оперением. Мастер умело использует различные приемы обработки камня: на колонне и жезле поверхность мрамора отполированная, блестящая, на теле матовая, на чешуе змеи – шероховатая. Русский поэт и переводчик Н. И. Гнедич восторженно писал: «Прелестное создание! Существо, блистающее юностью, жизнью и красотою! Неужели рука, вооруженная молотом и железом, произвела тебя? Ты светло, как мысль, легко, как видение... Камень тает под резцом Кановы». Далее он сообщал, что «статуя Мира, по признанию самого художника, вместе с его Венерою, деланною для Флоренции, есть лучшее его произведение».

Интересна дальнейшая история статуи. Она хранилась в петербургском собрании Н. П. Румянцева, ас 1831 года вместе с другими художественными ценностями вошла в состав «Публичного музеума», открытого в его особняке. Через тридцать лет была перевезена в Москву, где с 1862 года экспонировалась в «Московском Публичном и Румянцевском музеуме». Находясь в коллекции одного из наиболее популярных культурно-просветительных учреждений, скульптура неоднократно упоминалась в различных русских и зарубежных изданиях. После закрытия музея в 1927 году она была в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина, откуда в 1953 году передана в Киевский государственный музей западного и восточного искусства.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru