Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Практические советы  /

Мини-гобелен

 
—  
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  

  Искусство гобелена – древнее и в то же время молодое. Еще в XII–XIII веках в Западной Европе начали ткать вручную ковры-картины (в те времена их называли шпалерами). Они служили украшением в убранстве дворцов, богатых домов. Картоны для них создавали многие известные художники. В XV веке такие ковры стали называть гобеленами – по фамилии семейства красильщиков и ткачей Гобеленов, работавших в Париже. Их замечательные образцы прославили это искусство. Очень популярно было оно и в России, где мастера ткали прекрасные ковры на самые различные сюжеты: батальные сцены, портреты, декоративные композиции. В XIX веке художественный уровень этих изделий снизился.

Гобелен в процессе работы.
Гобелен в процессе работы.

С конца 50–х годов нашего века, когда началось массовое градостроительство, искусство гобелена возрождается на новой художественно-стилевой основе. Гобелены используются в оформлении интерьеров общественных зданий и жилищ, внося мягкость, уют, тепло человеческих рук. Они экспонируются на всесоюзных и международных художественных выставках. Работы современных мастеров Грузии, Прибалтики, Молдавии, Российской Федерации носят ярко выраженный национальный характер, в них воплощаются многие темы сегодняшнего дня: мира, дружбы народов, освоения космоса.

В наше время гобелен обогатился новым содержанием, решениями формы, разнообразием материалов. Он может принимать причудливые очертания: круг, овал, становиться объемным, пространственным. Это позволяет размещать его на стенах, на полу, даже на потолке. К привычным материалам – шерсть, шелк, хлопок – добавились новые, такие, как сизаль, синтетические волокна, овечье руно, кожа, шнур и другие. Мастера сочетают различную высоту рельефа, фактуру и самые разнообразные приемы ткачества, плетения, вязания, вышивки.

Ворсовый гобелен.
Ворсовый гобелен.

Особую популярность приобрел мини-гобелен, изготовлением его можно заниматься в домашних условиях. Для выполнения изделия не нужен ткацкий станок. Его можно заменить небольшой деревянной рамой размером 30x30 см с гвоздями, набитыми на двух противоположных сторонах. На эти гвозди и натягиваются прочные хлопчатобумажные или льняные нити основы.

Когда рама заправлена, в нижнюю часть ее вставляют картонную или деревянную рейку, чтобы край ковра получился ровным. Затем нити основы делят на четные и нечетные, группируя их в пучки, и перевязывают пряжей разного цвета. Получаются так называемые ремизки, образующие зев для прокладывания утка – поперечной нити, которая и выполняет ткацкое переплетение.

Для равномерного распределения нитей основы и фиксации расстояния между ними необходимо сделать уравнительную плетенку. Она напоминает связанную крючком цепочку из петель по две нити основы. Концы плетенки привязываются к боковым планкам рамы.

Безворсовый гобелен.
Безворсовый гобелен.

Теперь можно начинать ткать. Первые 5–7 рядов утка выполняют из хлопчатобумажной нити для образования края. В безворсовом изделии это делается с помощью челнока. При движении его справа налево поднимают четные ремизки, а в обратную сторону – нечетные. Ряды надо прокладывать небольшой горкой, а потом прибивать колотушкой (ее можно заменить расческой или вилкой), чтобы не стягивать нити основы.

Ковер ткут снизу вверх. Участки разных цветов выполняются одновременно, а не по очереди, то есть гобелен «растет» по всей ширине. При этом возникает необходимость соединения нитей одного цвета с другим. Существует несколько способов, вот два из них: соединение утков на одну нить основы и непосредственное соединение их между собой.

Для создания гобеленов с разнообразной фактурой используют различные техники ткачества. Впечатление вязаной поверхности создает сумаховое плетение. При египетском возникают выпуклые рельефные горошины. Для создания ворсового ковра вяжут специальные узлы, после каждого ряда прокладывая несколько рядов утка (количество их пропорционально длине ворса). Четыре крайние боковые нити основы узлами не провязывают, а заделывают утком.

Безворсовый гобелен.

Заканчивая работу, верхнюю часть гобелена нужно заделать хлопчатобумажным утком, а затем, сняв с рамы, концы основы связать узлами. Мини-гобелен можно украсить бахромой или вставить в деревянную раму.

Если вы освоили принципы работы над гобеленом, приступайте к созданию эскиза композиции. Но прежде необходимо иметь материалы. Ими могут служить не только новая шерсть, но и пряжа от старых изделий, синтетические или хлопчатобумажные нити, тесьма, лоскуты несыпучих трикотажных тканей, разрезанные на тонкие ленты, крашеная бельевая веревка и т. д. Все это «сырье» подберите по цвету и решайте композицию. Для начала возьмите простейшее силуэтное изображение, максимально стилизованное. Главное – найти интересное сочетание материалов, правильно выбрать технику, колорит.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru