Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Мастера отечественного искусства  /

Елена Поленова – мир сказок

 
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  
—  

  В библиотеке музея-заповедника «Абрамцево» хранится серия детских книжек, иллюстрированных художницей Еленой Дмитриевной Поленовой. Возникает ощущение, что они дошли до нас из далеких времен – поблекшие тона бумаги, приглушенный колорит иллюстраций, буквы, выписанные с разным нажимом. Сказки Поленовой особенные. Это не литературно обработанные тексты, а народные, крестьянские сказы. В одном из ее писем упоминается бабушка Федосья – мастерица придумывать веселые небыли. Они очень нравились самой художнице. С ее именем связано создание русской детской книги.

Е. Поленова. «Павлины». Гуашь. Конец 1880–х.
Е. Поленова. «Павлины». Гуашь. Конец 1880–х.

Изучение крестьянского быта и работа над иллюстрациями к сказкам – наиболее важные сферы творчества Елены Дмитриевны. Она считала, что «между ними существует положительное сродство, то и другое (сказки и деревянные резные вещи) основано главным образом на том, что я зачерпнула из народного творчества».

Есть у Поленовой неопубликованная сказка «О Маше и Ване». Ее сочинила, или пересказала, мать художницы. Иллюстрации и обрамляющий их узор русской вышивки выполнены от руки на 24 листах. В нашем воображении встает вечерний полумрак уютной старинной детской, где каждый эпизод рассказа переживается детьми. Но и в изданиях, отпечатанных типографским способом, предназначенных для широкого круга читателей, художница сохраняет столь драгоценное ощущение рукотворности. Кажется, что книга любовно сделана только для тебя, а не для многих людей.

Действие происходит не в сказочном царстве, а в русской деревне, на фоне природы. Художница часто писала пейзажи, небольшие по размерам, лиричные, – в них особая открытость и душевная проникновенность.

Е. Пленова. «Избушка блином прикрыта». Акварель. 1895.
Е. Пленова. «Избушка блином
прикрыта». Акварель. 1895.

В природе художницу интересовали обжитые уголки. Чаще всего ее работы исполнены в «лягушачьей» перспективе. Это мир леса, увиденный снизу вверх – словно ребенком, для которого он чуть-чуть таинствен, и в нем легко может родиться сказка.

Цветы-купальницы разрослись как неведомые заросли, где недолго и заблудиться. Основное в пейзажах Поленовой – внимание к «мелочам», к «неглавным» обитателям леса: травам, цветам, грибам, насекомым. Они и становятся героями эскизов Поленовой.

Одна из ее любимых сказок «Война грибов». Ее она слышала от бабушки в раннем детстве, когда они проезжали по лесу в дорожной карете. Поленова писала, что постаралась «перенестись в то далекое детство, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в котором живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб – это существо совсем живое и очень привлекательное». Действие художница переносит в хорошо ей знакомую абрамцевскую рощу. Образы грибов разнообразны и причудливы: здесь и «грузди – ребятушки дружны», «рыжички – богатые мужички», «белянки – столбовые дворянки», «волнушки – монастырские служки» и, наконец, «царь – грибной боровик, всем грибам полковник». Они даны на заставке книжки в таком виде, в каком попадают в лукошко грибнику и при этом незаметно оборачиваются фантастично разодетым, сказочным народцем. Художница словно приоткрывает таинственную завесу в этот малый мир. Пейзаж, терема и хоромы в древнерусском стиле не то изображены в уменьшенном масштабе, не то грибы и теремки вырастают до огромных размеров.

Е. Пленова. «Подсолнухи». Масло. 1885.
Е. Пленова. «Подсолнухи».
Масло. 1885.

Ее герои согреты симпатией и теплотой. Хорошо зная деревенский быт, художница любовалась им в иллюстрациях – «ищем вдохновения и образцов, ходя по избам и приглядываясь к тому, что составляет предметы их обихода». В сказке «Избушка на курьих ножках» интерьер избы дан очень достоверно. Зловещая дочка Бабы Яги (сказка «Сынко-Филипко») щеголяет в расшитой русской рубахе, ее ступа расписана цветами. А вот Филипко приближается к острову, откуда зовет его Баба Яга, и в лодке – огромный красочный берестяной туесок.

Художница писала: «Завтра мы в той же художественной компании собираемся на Грибной рынок. Я набираюсь русского духа для сказок. Очень интересный этот Грибной рынок, кое-что зачертила и накупила курьезных глиняных животных, думаю, что некоторые из них пригодятся для сказок». Звери в иллюстрациях Поленовой походили на игрушечные, а игрушки – первое окружение ребенка – это подобие большого мира. Игрушечные животные всегда безопасны и добродушны. У детства свой непреложный закон, где добро сильнее зла.

Е. Пленова. «Заводь в Абрамцеве». Акварель. 1888.
Е. Пленова. «Заводь в Абрамцеве». Акварель. 1888.

Душевная теплота художницы отозвалась в творчестве. У нее был замысел написать картину «Детская» и создать образ русской няни. Через всю ее жизнь проходит преклонение перед домашним очагом.

Сказочный мир иллюстраций привел Поленову к мысли воссоздать театрализованный, полусказочный быт и в жизни. При содействии Е. Г. Мамонтовой, жены основателя Абрамцевского художественного кружка, организуется мастерская для обучения крестьянских детей столярному ремеслу. Главное ее назначение – возрождение народного промысла с сохранением приемов резьбы, обеспечение крестьян твердым заработком. Мебель, созданная по эскизам Поленовой, продавалась в Москве в специальном магазине и имела большой успех. В одном из ее писем читаем: «Наши вещи... идут хорошо, я полагаю исключительно благодаря новизне, оригинальности и стильности модели».

Для создания предметов быта Поленова изучала малоизвестные памятники. Предпринимались целые походы в соседние деревни. Много зарисовок сделала она и во время поездок по России. Эскизы мебели создавались в большом количестве, чаще всего – подвесных шкафчиков, вешалок, полочек. И ни один не повторяет другого.

Е. Поленова. Иллюстрация к «Сказке о Маше и Ване». Акварель. 1880–е.
Е. Поленова. Иллюстрация к «Сказке о Маше и Ване». Акварель. 1880–е.

Резьбу художница часто раскрашивала или покрывала позолотой, стараясь сделать изделия нарядными. Уточняла размеры, указывала, что гвоздики должны быть золочеными, а дерево – темно-мореным дубом. В шкафах было много удобных выдвижных ящичков, иногда закрывающихся на крохотные, словно из игрушечной мебели, задвижки. И в мебели Поленовой, как и в ее иллюстрациях и станковых работах, мы видим то же любование «мелочами».

В русской резьбе, вдохновившей художницу, широко встречаются мотивы, навеянные впечатлениями природы: цветы, плоды, животные, птицы. В своих орнаментах она чаще всего воспроизводит формы полевых цветов: чертополоха, одуванчика, ромашки. Располагает их в ритмической последовательности, стилизует – развертывает на плоскости таким образом, чтобы получился красивый узор.

Е. Пленова. Шкаф подвесной. Роспись. Конец 1880–х.
Е. Пленова. Шкаф подвесной.
Роспись. Конец 1880–х.

Во всем виден элемент веселой игры, фантазии. Художница не просто разрисовывала мебель цветами, а создавала образ – «шкапчик-луг», «шкапчик-сад». Так же, как в сказке «Война грибов», где гриб – это воин, так и шкаф Поленовой оборачивается то лугом, то садом, то избой. Будничный предмет начинает соотноситься со сказочным миром, где сияет солнце, светит месяц со звездами, а кот сидит на печурке и тут же сова с совятами. Вещи, созданные художницей, заставляют вспомнить русскую старину, торжественную обрядность древнего жизненного уклада. Про одну из работ критик В. Стасов писал, что «это сочинил какой-то неизвестный древний мастер нашей Руси».

В последние годы жизни художница исполнила множество набросков орнаментов. Они были использованы в дальнейшей ее работе над прикладными вещами. Изображения фантастических растений мало похожи на настоящие. Ей часто снились их причудливые сочетания, и, проснувшись, она спешила занести сновидения на бумагу.

В позднем творчестве соединились между собой два искусства: живопись и музыка. Художница обладала «цветным слухом», и много орнаментов родилось во время исполнения музыки. Та словно воплощалась в хрупкие растительные формы.

Е. Пленова. Эскиз росписи двери. Акварель. 1880–е.
Е. Пленова. Эскиз росписи двери.
Акварель. 1880–е.

Абрамцево, где работала Поленова, значило для нее очень много. Атмосфера мамонтовского театра, насыщенная артистизмом и кипучей энергией актеров и художников, вдохновила на создание костюмов для постановок. А любовь к русской истории, чему поклонялись обитатели Абрамцева, проходит через всю ее жизнь. Одновременно с художником М. Нестеровым она начала работать над эскизом к картине «Отрок Варфоломей». Ей принадлежат замысел полотна о юности Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиевской лавры, видного общественного деятеля Руси, картины «Борис и Глеб», полотна, связанные с началом Невской битвы. Она исполнила такие историко-бытовые холсты, как «Иконописная мастерская XVI века», «Боярский двор». Интерес к истории своего народа вызвал изучение древнерусской архитектуры, ремесел – всего того, что составляет фундамент русской культуры.

В прекрасных акварельных работах Елены Дмитриевны Поленовой, в иллюстрациях, изделиях прикладного искусства, многообразных занятиях – уходе за ранеными в госпитале, в просветительской и художественной деятельности видна ее талантливость, цельный характер, верный высокому общественному призванию.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru