Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Мастера отечественного искусства  /

Иван Айвазовский – великий маринист

 
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  
—  

 

Айвазовский, кто бы  и что ни говорил,
есть звезда первой величины во всяком
случае
,  не  только у нас, а и в истории
искусства вообще
.

И. Н. Крамской 


В нашем сознании имя прославленного живописца связано с морем. О нем существует большая литература – книги, альбомы, статьи. Однако его личность, как и творчество, еще не раскрыта до конца.

И. Айвазовский. «Автопортрет». Тушь, перо. 1830–1840–е.
И. Айвазовский. «Автопортрет». Тушь, перо. 1830–1840–е.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии в армянской семье 17 июля 1817 года. Уже в раннем детстве мальчик проявил исключительные способности к рисованию и музыке. Двадцати лет он с большой золотой медалью окончил Петербургскую Академию художеств и в 1840 году направлен в Италию для усовершенствования. Через четыре года Айвазовский – европейски известный художник, почетный член нескольких академий – с триумфом возвращается в Россию.

С почестями встретили мастера в Петербурге. Он удостоен звания академика, живописца Главного Морского штаба. Однако его не прельщала беспримерная слава. Многие были изумлены решением молодого академика уехать в Феодосию. «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит», – заявил царь, узнав о его отъезде из столицы.

И. Айвазовский. «Амальфи». Тушь, перо. 1842.
И. Айвазовский. «Амальфи». Тушь, перо. 1842.

Айвазовский верил в демократические идеалы, его сердце было с Россией, которую для него олицетворяли декабристы, Пушкин, Гоголь, Белинский, Глинка. С некоторыми из них художника связывали дружеские отношения.

Но ведь не случайно Стасов отмечал, что всем следует помнить о патриотизме Айвазовского. Сыновняя любовь мастера к России была одновременно проявлением тех чувств, которые он питал к Армении. Эти чувства побудили его создать ряд полотен, изображающих победу русского оружия над турками в ожесточенных морских сражениях.

И. Айвазовский. «В бурю». Масло. 1899.
И. Айвазовский. «В бурю». Масло. 1899.

В родной Феодосии живописец построил на берегу моря дом, где трудился до конца жизни, оставив потомкам около шести тысяч картин. Безусловно, не все из них равноценны. Главное в наследии Айвазовского – марины, где воплощен могучий образ моря. Почти ежегодно художник устраивал выставки произведений в различных городах России, Европы и Америки. Он прославил русскую школу живописи за границей. Был удостоен французского ордена Почетного легиона, других зарубежных наград. Его автопортрет помещен во флорентийской галерее Уффици.

Айвазовский прошел академическую школу, оставаясь в душе поэтом. Уже в ранних вещах достиг удивительной жизненности, эмоциональности, не свойственных, пожалуй, никому в такой степени, выработал оригинальную живописную манеру. Палитра художника с годами становилась все более светлой, экономной. Умение видеть в самом прозаическом поэзию выдавало в нем личность романтическую.

И. Айвазовский. «Лунная ночь». Масло. 1840.
И. Айвазовский. «Лунная ночь». Масло. 1840.

Живописец с детства страстно любил море, чувствовал его дыхание, норов. При этом никогда не писал с натуры. Уникальная зрительная память, виртуозное мастерство позволяли ему легко справляться с любой живописной задачей. Он чувствовал себя перед холстом так же, как стихотворец перед чистым листом бумаги. И, давая свободу воображению, вдохновенно творил поэмы о море.

Стихия Айвазовского-мариниста – буря. Он часто писал кораблекрушения, людей, борющихся с волнами, помогающих друг другу. В широко известных полотнах «Девятый вал», «Радуга», «Буря у мыса Айя» он воспел смелость и волю человека. Исполнял огромные полотна в полнокровной, сочной гамме красок, отличавшихся броской романтической красотой. Критики не раз оценивали ее как надуманную. Но таков творческий метод Айвазовского, обусловленный во многом народно-поэтическим восприятием природы. Вот почему самые драматические изображения «бурь» призваны не поразить, устрашить зрителя, а наполнить его сердце глубокой любовью к жизни, природе. На «сказочность» его мировосприятия проницательно указывал Ф. М. Достоевский. «В его буре есть упоение, – писал он, – есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре».

И. Айвазовский. «На острове св. Лазаря. Венеция». Масло. 1843.
И. Айвазовский. «На острове св. Лазаря. Венеция». Масло. 1843.

Внимательно вглядываясь в марины художника, можно почувствовать, что, изображая морскую стихию, водное пространство, он, по сути дела, передает жизнь света. Свет для него – созидательная сила, символ жизни. Такое восприятие света традиционно для армянской культуры. Недаром живописец как-то сказал: «Те картины, в которых главная сила – свет солнца, надо считать лучшими». В последних полотнах мастера свету придано особенно сильное звучание. Он изливается на природу из невидимого источника, прорезая тьму мощным снопом.

Своеобразно цветовое мышление Айвазовского. На полотне он дает иногда удивительное, поражающее декоративным великолепием сочетание красной, синей, зеленой, желтой красок. Глядя на его марины, зачастую забываешь о сюжете и воспринимаешь их как гимн цвету.

В творчестве выдающегося мариниста воплотились такие черты, как жизнелюбие, мечтательность, любовь к колористическому богатству. Кроме красот России, Украины, Кавказа, Айвазовский неоднократно обращался и к природе Армении. В 1868 году, путешествуя по Закавказью, писал горные ландшафты, озеро Севан, Арарат и Араратскую долину. Эти вещи положили начало пейзажу в армянском искусстве.

И. Айвазовский. «Буря у мыса Айя». Масло. 1875.
И. Айвазовский. «Буря у мыса Айя». Масло. 1875.

Он был горячим патриотом своего народа. В бытность за границей Айвазовский часто посещал братство мхитаристов на острове Святого Лазаря близ Венеции, где встречался с братом Габриэлом. Это сообщество, существующее и поныне, основал в начале XVIII века армянский просветитель Мхитар Себастаци, который сделал его центром по изучению армянской истории, культуры, собрал богатейшую библиотеку и древлехранилище (матенадаран), окружил себя учениками. Знакомство Айвазовского с этой «маленькой Арменией» означало для него приобщение к чаяниям народа, веками страдавшего под османским игом. Здесь художник прошел школу гуманистических, свободолюбивых идей. Интересно, что у мхитаристов не раз находил приют великий английский поэт Байрон, участвовавший в борьбе за освобождение Греции от турецкого ига.

Айвазовский работал не покладая рук. Бывали дни, когда он создавал по нескольку картин. «Иметь, чтобы помогать» – таков девиз художника. Большую часть средств, которые приносили многочисленные полотна, тратил на благотворительные цели. Айвазовский основал в Феодосии картинную галерею, художественное училище, историко-археологический музей, содействовал сооружению железной дороги. Помогал нуждающимся жителям многих городов России, студентам петербургской Академии художеств, Красному Кресту, ветеранам обороны Севастополя и семьям погибших в Крымской войне. Во время военных действий находился в Севастополе, на передовой, воодушевляя русских солдат.

И. Айвазовский. «Вид Ялты». Масло. 1860–1870–е.
И. Айвазовский. «Вид Ялты». Масло. 1860–1870–е.

Живописец живо интересовался жизнью разбросанных по всему миру соотечественников. С его помощью строились армянские школы и типографии, издавались литературные труды. Он оказывал материальную поддержку людям искусства, обеспечивал кровом соотечественников, чудом спасшихся от гибели и добравшихся до Феодосии. Вот малоизвестный случай из жизни художника. В 1857 году он вместе с братом посетил Константинополь, где гостил у главного архитектора дворцовых сооружений С. Паляна. Айвазовский подарил ему один из своих пейзажей. Тот преподнес картину султану. Восхищенный султан попросил заказать мастеру несколько десятков полотен с видами Босфора. В надежде принести пользу живущим в Турции армянам Айвазовский выполнил заказ. В 1874 году его наградили высшим турецким орденом. Однако в конце жизни живописцу суждено было испытать страшное потрясение. В 1895 году османские власти учинили резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян. Разрушались и сжигались многочисленные памятники древней культуры. Старый художник написал и выставил в Москве, Одессе, других городах картины, посвященные этой трагедии. Он швырнул в море полученный когда-то орден и заявил турецкому консулу: «Передайте своему кровавому хозяину – пусть и он выбросит мои картины, мне не жаль». Сгусток гнева и боли являет собой начатое 2 мая 1900 года – в последний день жизни живописца – полотно «Взрыв турецкого корабля».



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru