Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Мастера отечественного искусства  /

Гапар Айтиев – аксакал киргизской живописи

 
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  
—  

  Гапар Айтиев начал образование в конце 1920–х годов в скромной художественной студии В. Образцова во Фрунзе. Молодой живописец получил здесь первые уроки мастерства, серьезно увлекся работой с натуры, восприняв традиции русской школы живописи.

Г. Айтиев. «Полдень». Масло. 1955.
Г. Айтиев. «Полдень». Масло. 1955.

Спустя несколько лет продолжил учебу в Московском художественном училище памяти 1905 года, у выдающегося мастера пейзажа Н. Крымова. Тот укрепил веру в необходимость постоянной работы на пленэре. Но наиболее сильное впечатление произвели своим лаконизмом и отсутствием пестроты крымовские пейзажи. Мастер наглядно учил развертывать цветовое богатство в пределах точно найденных тональных отношений, сочинять картину на основе собранного этюдного материала.

1930–е годы – начало деятельности Г. Айтиева как художника. Его старательная кисть еще не моделирует объем, а скорее рисует краской, используя цвет как насыщенное пятно. Чувствуется глаз человека, воспитанный на традиционной гамме национального ковроткачества.

Г. Айтиев. «Чабаны». Масло. 1960–1961.
Г. Айтиев. «Чабаны». Масло. 1960–1961.

Живописец обращается к картине и портрету, заявляя о своем пристальном внимании к людям молодой республики. В портретах секретаря колхоза Имангазы, поэта А. Осмонова он создает образы соотечественников, которых духовно раскрепостили революционные преобразования. В композициях «Отдых колхозников», «Физкультурники» правдиво отображает жизнь дехкан.

Три года пребывания на фронте оставили неизгладимый след в творчестве Айтиева. Все пережитое искало выхода в обобщающих художественных решениях. Художник стремится передать состояние жизни, порожденное войной.

Г. Айтиев. «Отдых колхозников». Масло. 1936.
Г. Айтиев. «Отдых колхозников». Масло. 1936.

Письмо с фронта... Холст с таким названием показывает, как много оно значило для жен и матерей в дни войны. Тема истового, из последних сил, труда хлопкоробов воплощена в полотне «Сбор хлопка на юге Киргизии». В «Колхозном дворе», написанном в 1946 году, художник особенно внимателен к образной детали. В гулкой пустоте двора угадывается щемящее чувство незабытых утрат. Ощущение неуютности усиливается, когда наш глаз воспринимает такие детали картины, как фигура одиноко сидящего старика или большая, разъезженная колея двора, напоминающая о прежнем многолюдье.

В пятидесятые годы художник обращается к монументальной живописи и скульптуре. Расписывает плафон зрительного зала Государственного театра оперы и балета во Фрунзе, выходит победителем в конкурсе на лучший проект памятника киргизскому акыну Токтогулу. Тогда же начинает серьезно преподавать, воспитывать молодых живописцев республики.

Г. Айтиев. «Письмо с фронта». Масло. 1943.
Г. Айтиев. «Письмо с фронта». Масло. 1943.

Этюды этой поры отличаются богатством красок. Мотив, по логике Айтиева, должен «отстояться» в этюде, чтобы быть развитым в картине. Такие работы, как «Нижний Джумгал», «В Кочкорке», интересны непосредственностью наблюдения. Два-три выверенных на палитре цветовых отношения позволяют создать иллюзию палящего солнца, передать очарование погружающейся в сумерки долины.

Этюд «Сверкающее озеро» напоен солнцем, слепит синевой воды и неба. Художник как бы замер перед красотой величественного Иссык-Куля. Он спешит перенести на холст искрящиеся блики, белые «барашки» пены, бегущие по гребням волн, огромные прибрежные валуны в голубых и розовых рефлексах.

Г. Айтиев. «Старый кыштак». Масло. 1976.
Г. Айтиев. «Старый кыштак». Масло. 1976.

Его тонко сгармонированная живопись обретает равновесие правдивого натурного тона и полносильного цвета в работах 1960–х годов. Пейзажи этих лет замечательны грандиозным пространственным размахом. Чувство необъятной шири передается здесь тающими на горизонте линиями горных цепей, лишенными какой-либо единой точки схода. Зрительский глаз как бы обегает всю плоскость холста. Это ведет к более полному ощущению пространства.

Представления о плодородной почве Чуйской долины как о чистой стихии, земле-кормилице и вместе с тем символе переустройства человеком родного края – сюжет таких работ, как «Осень в Чуйской долине» и «Окрестности Андижана». Попыткой воплотить несуетное течение жизни интересен «Вечер на юге Киргизии». Художник обращается к емкой теме дороги, которая не раз использовалась в мировом искусстве. Неторопливо шествующие по ней киргизские женщины наводят на мысли о вечно живущей в сердце человека тяге к родному жилищу.

Г. Айтиев. «Поселок лесхоза». Фломастер. 1964.
Г. Айтиев. «Поселок лесхоза». Фломастер. 1964.

Большинству айтиевских пейзажей свойственна лирическая нота. Живописец находится как бы в плену дорогих для него воспоминаний. В полотне «Тандыр в поле» ощутима светлая грусть по минувшему, по ушедшим друзьям. Поднимающиеся к небу клубы дыма символизируют время, которое столь же необратимо исчезает на глазах.

Мотив неприступных тянь-шаньских твердынь в пейзажной живописи последнего десятилетия особенно созвучен скорбному переживанию, исповеди. Стремясь отразить неповторимость момента, художник работает звучным локальным цветом, достигая малыми живописными средствами сдержанно-напряженного колорита. Полотна не только радуют глаз. Каждое из них привлекает национальным своеобразием. В спокойных отношениях красок, «неторопливости» ритмов, плавно опадающих линиях узнается вошедшая в поговорки рассудительность и выдержка киргиза.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru