Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Уроки изобразительного искусства  /

Учимся лепить – работа с натуры

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  

  Каждый вид изобразительного искусства отличается своей, присущей только ему художественной формой и средствами ее воплощения. Свой замысел скульптор выражает через художественно-пластический объем, вокруг которого создается рисунок пространства. Чем выразительней скульптура, тем сильнее впечатляет этот «рисунок». Достаточно вспомнить знаменитый «Медный всадник» в Ленинграде.

Начинающим важно постоянно стремиться к пониманию формы в единстве с воздушной средой, к развитию пространственного мышления, позволяющего представить задуманную скульптуру уже завершенной, с разных сторон и в разных ракурсах. Это поможет создать любую пластическую композицию.

Если вы желаете овладеть основами скульптуры, самые первые занятия посвятите лепке с натуры, используя в качестве модели простые по строению «дары природы». Для начала возьмите яблоко, огурец, репу и морковь.

Прежде чем приступить к работе, внимательно изучите модель, выделив в ней основные элементы. К ним относятся:

  1. Направленность общего объема в пространстве.

  2. Весовое соотношение частей объема.

  3. Конструктивное построение объема.

  4. Пластическое выражение объема.


Конечно, такое членение носит условный характер и, естественно, не охватывает всех свойств предметов. Под основными элементами скульптурной формы будем подразумевать следующее.

Рис. 1.Направленность общего объема предмета в пространстве зависит от степени наклона и кривизны его оси, которая имеет видимые (или воображаемые) выходы в верхней и нижней частях массы. Это можно наблюдать у яблока, репы, огурца, моркови. Конечно, характер расположения объемов в пространстве у них различен. Например, масса яблока или репы имеет незначительную кривизну, а у огурца или моркови ось искривлена гораздо заметней (рис. 1).

Рис. 2. а – зона большего веса, б – зона меньшего веса.
Рис. 2. а – зона большего веса,
            б – зона меньшего веса.

Весовое соотношение частей объема. Речь идет о весе, ощущаемом нашим глазом, или, иначе говоря, «видимом весе». В той части объема, где масса увеличивается, вес больше, а где масса предмета уменьшается, там соответственно меньше. Весовые соотношения находятся в прямой зависимости от количества массы вокруг оси. В любом теле, которое мы наблюдаем в природе, можно определить соотношения видимого веса, поскольку он зависит, как правило, от характера массы.

Проследим весовые соотношения на рассматриваемых моделях (рис. 2). У яблока или репы объем вокруг оси формируется неравномерно – с одной стороны больше, с другой меньше. У моркови или огурца вес распределяется вдоль осей, к краям он постепенно уменьшается.

Рис. 3.
 Рис. 3.

Конструктивное построение объема заключается в выявлении отдельных его элементов, которые можно условно ограничить ребрами и гранями. Это опора скульптурной формы, ее костяк. Простейшей пластической конструктивной системой является куб (рис. 3), где равные отрезки ребер, расположенные по отношению друг к другу под прямыми углами, образуют его форму. В каждом созданном природой объеме нетрудно усмотреть характерное сочетание ребер и граней, разумеется в более сложных видах и вариантах. Например, яблоко (или репу) можно рассматривать как неправильной формы бочонок, который мы мысленно «стягиваем ободами». Они охватывают форму сверху и снизу, деля ее на планы.

Конструкция различных природных форм разнообразна и бывает совершенно неожиданной. Так, морковь напоминает известную игрушку для малышей – пирамидку.

Рис. 4.
 Рис. 4.

Пластическое выражение объема – последний этап создания скульптуры. Сущность этой стадии работы состоит в объединении как больших, так и малых планов объема. Именно в пластике заключается своеобразный секрет искусства создания скульптурной формы. Вместе с пространственной направленностью объема, с характером весовых соотношений его частей и их конструктивным выражением пластика – необходимое условие цельности художественного произведения.

Рассматривая яблоко, репу, огурец и морковь, можно убедиться, что они различны по пластическому выражению. Наиболее контрастный характер пластики у яблока, где сочетается мощное выдвижение формы в сторону от осевой линии и воронкообразная впадина в районе черенка, от чего возникает ощущение пульсации или дыхания формы, У репы пластика объема мягче, более тягуча и спокойна. Совсем иной характер пластики у огурца или моркови. Здесь она приобретает дробный характер, хотя в целом очень сдержанна и яснее подчинена пространственно-конструктивному строю объема.

Понимание единства составных частей скульптурной формы – главное в освоении начал скульптуры.

Мы уже отмечали, что для самых первых шагов можно взять в качестве моделей яблоко, репу, огурец и морковь. Предметы простые по форме, и, кроме того, они могут довольно долго «позировать».

Прежде всего хорошо изучите натуру. Взяв в руки, внимательно рассмотрите со всех сторон. Понимание скульптурной формы рождает смелость и решительность в работе.

Выполнение первого задания продолжается около двух часов. Берется глина или пластилин (глина лучше, так как она пластичней и имеет как бы живую массу). Лепить надо примерно в натуральную величину, поэтому кусок глины должен соответствовать размеру задуманной работы. Если он окажется слишком большим, во время лепки все равно придется убирать лишнее, если слишком маленьким, то вы потратите время на бесконечные добавки глины, что замедлит выполнение задания. Соблюдение хорошего темпа работы, ее ритма очень важно для начинающего скульптора. Это дисциплинирует, избавляет от утомительных и скучных переделок.

Итак, глина постоянно находится в руках, форма модели изучена, взгляд время от времени обращается к ней – для уточнения и поправок. Лепите пальцами и поменьше пользуйтесь стеком. Сразу же постарайтесь передать направленность объема в пространстве, особенности его «видимого веса». Затем боковой стороной указательного пальца или большим пальцем, а еще удобнее – тыльной стороной ладони наметьте самые главные элементы конструкции формы. Скульптуру поворачиваем в руках (ставить на станок нет необходимости) и сверяем с натурой. Неплохо в вашем этюде сразу же несколько усилить движение объема в пространстве и характер его весовых отношений. Элементы конструкции смелее заостряйте. Чем лучше поняли натуру, изучили, тем свободнее ваши действия, тем индивидуальнее будет работа.

Затем следует окончательное уточнение направленности объема в пространстве и характера весовых соотношений. Важно не потерять остроту восприятия элементов скульптурной формы. Потом переходите к уточнению конструкции объема, к передаче сложных его движений. Чтобы не запутаться в возможных хитросплетениях формы, следует ее выражать резче, но при этом постараться не разрушить уже достигнутую цельность.

Сравнив еще раз скульптуру с моделью, приступайте к последнему этапу работы, который заключается в пластическом завершении, в подчинении деталей главному. Ваша скульптура может быть заостренной по формам или смягченной – все зависит от творческой индивидуальности. Самостоятельная трактовка натуры имеет значение уже на начальном этапе обучения. К работе подходите смелее и не бойтесь неизбежных трудностей. Лепите так, как модель видится, но при условии, что она досконально изучена и понята.

Эта беседа основана на опыте многолетнего обучения основам скульптуры в детской художественной школе. Однако рассмотренные стадии не исключают и иного подхода, других способов и приемов лепки с натуры.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru