Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Уроки изобразительного искусства  /

Как рисовать животных

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  

Купить новостройку в Подмосковье - здесь

  Пойдите весной в зоопарк, постойте перед площадкой молодняка, с добрым чувством понаблюдайте за милой, бесхитростной возней малышей самых различных животных, и вы поймете, какой это замечательный, бескорыстный и красивый мир. Чем больше вы будете наблюдать за всеми живыми существами, за их внешностью, особенностями их строений, раскрасок, форм, повадок, шалостей, вы поразитесь, насколько богат и разнообразен мир всего живого. Среди зверей много таких, с которыми вам, вероятно, никогда не придется встретиться (гаттерия, цефеномия, ихневмон, кухиду, бантенга, монгоу, сайнари, магустра). Представителей же известных вам групп, семейств, видов и подвидов, большинство которых можно встретить, узнать, познакомиться, понаблюдать, а возможно, и порисовать, огромное количество. Посудите сами. Например, среди антилоп имеется 60 видов, собак – 300 пород, змей – около 4000 видов, птиц – до 10 тысяч. О количестве насекомых и говорить нечего. Достаточно сказать, что если вы будете ежедневно рассматривать жучков, паучков, бабочек, стрекоз, тратя на каждого только 10 минут, то вам понадобится 10 лет.

И весь этот живой мир наделен сказочным разнообразием форм, цветовых сочетаний, часто прекрасных и неожиданных. Все это бегает, стремительно прыгает на деревьях, летает, плавает, крутится в воздухе, в воде. И все это – краски, цвета, формы – родится, радуется, любит, гневается, страдает и умирает.

Животных надо любить. Поверьте, их есть за что любить!

Наблюдения, изучение обогатят ваше представление об этом чудесном мире. Вы будете больше видеть, чем видели раньше и чем видят те, кто лишен наблюдательности.

Как опытный охотник-следопыт ориентируется в лесу по совершенно неуловимым для нас признакам, так и вы будете «читать» конструкцию и строение зверей по тончайшим намекам на форму, и «читать» это будете свободно и легко, как грамотный человек читает книгу, музыкант – ноты, ученый – сложные формулы.

Возьмите в руки домашнюю кошку, полюбуйтесь красотой ее тела. Присмотритесь внимательно к потокам ее пушистой шерсти, полюбуйтесь расцветками, грацией движений. Разгибайте и сгибайте ее лапки, рассмотрите «подушечки» (мякоши, как принято их называть) на передних и задних лапках (кстати, на передних лапках у нее 5 пальцев, на задних – 4). Поворачивайте ее голову, не причиняя зверьку боли, и он вам многое расскажет о своих формах, о своем строении, о тайнах красоты своих движений.

Посмотрите на собаку добрым взглядом, поиграйте с ней, приласкайте ее, и вы поймете, какое богатство чувств она может сообщить вам. Наблюдайте, ищите новое всегда, везде и увидите, как много интересного и полезного всюду ждет вас.

А теперь приступим к конкретному разговору, как изображать – рисовать, лепить, писать красками – животных. Как их смотреть, подходить к рисунку, строить свои занятия. Но сначала надо обязательно побеседовать об устройстве животных. Каким образом их формы разбиваются на отдельные группы, какие нагрузки несут отдельные части тела животного, их практическое назначение в жизни, как они могут просматриваться под внешними формами.

Прежде всего договоримся о термине «животное». Бытует представление, что он относится к домашним животным, а «зверь» – к диким. Это неверно и неграмотно с научной точки зрения. Под термином «животное» в науке принято понимать все живое – млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, насекомых и даже человека.

Подавляющее большинство живых существ, в том числе и человек, имеют общий план строения.

Таблица 1

Таблица 1. У всех животных общий план строения:

1 – стержень тела – позвоночный столб;
2 – голова (череп);
3 – лопатки;
4 – локоть;
5 – колено;
6 – пятки;
7 – таз.


Все имеют: 1) голову, 2) стержень всего организма – позвоночный столб, 3) грудную клетку, в которой находятся защищенные ребрами сердце и легкие, 4) плечевой пояс с конечностями (передние лапы, а у человека руки), 5) тазовый пояс с конечностями (задние конечности, а у человека ноги). В таблице 1 предлагаются не скелеты, а схемы скелетов, чтобы не отвлекать ваше внимание на подробности – ведь речь-то идет об особенностях строения, а не об анатомических тонкостях.

Таблица 2

Таблица 2. Скелет петуха и петух, «одетый» в перья и мускулы.
Посмотрите, какая громадная разница во внешнем виде,
однако скелет – основа, и это надо помнить.


Рисуя животное, наблюдая за ним, старайтесь эту схему скелета не терять из виду. Пытайтесь всегда ее видеть под внешними формами животного, как бы глубоко она ни была спрятана. Помните, такая схема – основа строения любого животного. Часто внешние формы бывают обширными, со сложными мускулатурными слоями, с большой пышной шерстью. Они-то и прячут эту основу. Например, сравните петуха, одетого в перья, с его скелетом (табл. 2). И вам все станет ясно. Приучайтесь видеть основу всегда.

Таблица 3

Таблица 3. Фотография собаки, разглядывающей жука.
Схематически нанесены основы скелета:

А – голова;
Б – позвоночник;
В – лопатки;
Г – таз;
Д – локоть;
Е – колено;
Ж – пятки.


Мысленно подставляйте схему под внешние формы животного. Упражняться в этом можно так: возьмите фото животного и на нем прорисуйте основу (табл. 3).

Таблица 4


Таблица 4

Таблица 4. В группе А сравните общий контур:

I – лошади;
II – львицы;
III – крокодила;
IV – человека.

Присмотритесь к расположению сочленений скелетов:

А – голова;
Б – плечевой угол;
В – локоть;
Г – запястье;
Д – грудная клетка;
Е – колено;
Ж – пятки.

В группе Б обратите внимание на изменения углов сочленений
и положения стержня (позвоночника) при разных позах пантеры:

1 – таз;
2 – колено;
3 – пятки;
4 – плюсна;
5 – плечевой угол;
6 – локоть;
7 – запястье, пальцы.


Обратите внимание на таблице 4, что у рептилии (крокодил) и у человека конечности (передние и задние у крокодила, руки и ноги у человека) находятся за пределами тела. А у лошади и у прочих зверей тело высоко поднято над землей, причем локоть и колено находятся в районе тела. Посмотрите, как расположены сочленения скелетов у лошади, львицы, крокодила и человека, а также обратите внимание на изменение углов сочленений и положения позвоночника пантеры в зависимости от того, в какой она находится позе.

Таблица 5

Таблица 5. Пример аналогии. Сравнив скелеты лошади и человека,
находящиеся в одной и той же позе, увидите, как много в них общего:

1 – лопатки;
2 – локоть;
3 – грудная клетка;
4 – таз;
5 – колено;
6 – пятки;
7 – стопа;
8 – позвоночный столб.


Части скелета и даже их названия очень часто одни и те же, ведь план строения общий. Проанализируйте, глядя на таблицу 5, рисунок скелета лошади и человека – убедительный пример аналогии.

В анатомии принято считать: скелет – основа организма, и он относится к пассивным органам тела. Он основа, и больше ничего. А мускулатура – это активные органы животного, носители движения. На живом звере основные мускулы хорошо просматриваются.

Таблица 6

Таблица 6. А – исходная точка приложения сил животного, Б – основные
массы мускулатуры тазового пояса (расположены главным образом
наверху), Г – основные массы мускулатуры плечевого пояса (расположены
в большинстве внизу), В – центр тяжести животного. Стрелками обозначены
направления импульсов (силовых напряжений животного).


Главные и самые массивные мышечные группы располагаются у животных в районе поясов – плечевого (или переднего) и тазового (заднего). Причем в плечевом поясе они находятся внизу пояса (в центральной части), а в тазовом поясе – вверху пояса (в дорзальной части). На таблице 6 все это ясно видно.

Надо заметить, что у хищников тазовая мускулатура в значительной степени «сползла» со спины на бока зверя. Это потому, что хищнику при его образе жизни приходится совершать много сложных боковых движений, а травоядным этого делать не нужно.

Следует немного задержать внимание на мускулатуре и креплении плечевого пояса к телу животного. Стоит хорошенько понять этот механизм, и тогда большинство движений животных, полных грации, изящества и красоты, особенно у хищников (в первую очередь у кошачьих), станут для художника ясными и очевидными. Надо лишь быть внимательнее к живой натуре. Крепление плечевого пояса у животных называется синсаркозис. Он имеет громадное жизненное значение для зверя: предохраняет от толчков переднюю часть туловища и голову. Зверь при скачке, прыжке, любых поступательных движениях, при гашении скорости мягко, как на рессорах, принимает на передний пояс всю тяжесть тела, амортизирует любую скорость, сводит ее к нулю, не принося себе вреда. Благодаря синсаркозису животное может опускать туловище между лопатками, поднимать его, отводить лопатки назад, подавать их вперед, приближать к телу или отводить в стороны.

Механизм этого таков: большой брюшной мускул (вентральный зубчатый мускул) своими концами, переходящими в узкие сожильные тяжи, крепится к точке качания лопаток (правой и левой), на него словно положено тело животного, а сверху оно прикрывается двумя широкими спинными мускулами. В эти мускулы как бы забинтован передний пояс животного. При сокращении нижнего мускула тело поднимается между лопатками, а при сокращении мускулов спины тело опускается. Лопатки качаются во время движения будто маятники, в центре каждой есть неподвижная точка, вокруг которой идет качание. К ней и крепятся концы мускулов. Например, кошка крадется к воробью. Она прижимает к земле все свое тело, и только видно, как выше спины шевелятся ее лопатки. Или, наоборот, чтобы разглядеть что-то заинтересовавшее, кошка поднимает плечевую часть туловища с головой высоко (лопатки стали ниже спины).

Таблица 7

Таблица 7. Схема работы синсаркозиса.

А – трапециевидный, ромбовидный
        и плече-атлонтный мускулы.
Б – центр качания лопатки.
В – вентральный зубчатый мускул.

На рисунке I – животное в спокойном состоянии,
все мускулы свободны.

II – мышцы А расслаблены, а мышцы В
сократились, и тело поднялось между лопатками.

III – мышцы В расслабились, а мышцы А напряглись,
и тело опустилось между лопатками.

IV – завершающаяся стадия прыжка. Вес тела
животного и погашение скорости принял на себя
мускул В.


Короче говоря, тело ее в плечевом поясе висит свободно – поднимается вверх, опускается вниз, подается вперед, отводится назад, прижимается к земле, отходит от земли. И не только у кошачьих. Это свойственно подавляющему большинству плацентарных животных. Вот схема (табл. 7) работы плечевого пояса у львицы. Присмотритесь к ней внимательно:

1. Львица в спокойном состоянии. Спинные мускулы (их два) – А, центр вращения лопатки (где мускулы крепятся) – Б, брюшной мускул – В.

2. Львица чем-то заинтересовалась, и весь ее плечевой пояс поднялся между лопатками (брюшной мускул В сократился и поднял тело львицы).

3. Львица опустила тело между лопатками (спинной мускул А сократился и опустил тело львицы между лопатками).

4. Львица закончила прыжок, приняла все тело на передние лапы (брюшной мускул В самортизировал и погасил скорость прыжка). Так работает это замечательное крепление переднего пояса. Остальное поможет уточнить ваше личное наблюдение и рисование животных с натуры.

Таблица 8

Таблица 8. Разница в пропорциях и соотношениях лицевой части
головы собаки и человека. Лицевой угол человека приближается
к прямому (75, 80°), у собаки острый (35, 40°), у лошади 13° (за счет
удлиненной лицевой части головы). Почти прямой лицевой угол
человека показывает, что у него сильно развит мозговой отдел
черепа. Когда приходится рисовать зверят-малышей (жеребенок,
теленок, щенок, котенок, медвежонок, лисенок и так далее), надо
иметь в виду, что у них лицевой отдел еще очень мал. С ростом
животного лицевая часть удлиняется (она растет быстрее,
чем мозговая), поэтому для детенышей животных характерны
коротенькие мордочки и крутые лобики.


И последнее, о чем в сжатой форме следует сказать, – о строении головы животных. Присмотритесь: головы лошади, коровы, кошки, собаки, тигра, льва, слона и человека совершенно непохожи друг на друга. Но общий план строения у них один. Голова делится на две основные части: а) мозговую, б) лицевую. И все они похожи, разница только в пропорциях – соотношениях отдельных частей головы. Эти соотношения принято измерять углом Кампера (он найден французским художником Кампером). Одна сторона угла Кампера идет по линии от ноздри к ушному отверстию, а вторая – от ноздри к самой выпуклой части лба. Например, у человека угол Кампера от 75 градусов до 80, у собак 35–40 градусов, у кошек примерно так же, у лошадей 11–12 градусов – за счет длинной лицевой части (табл. 8).

Голова имеет два вида мускулатуры: а) скелетные мышцы – это жевательные мышцы, их задача – двигать челюсти, открывать и закрывать рот, б) кожные мышцы – мимические, их задача – передвигать кожу, морщить нос, закрывать и открывать веки глаз, подавать сигналы во внешний мир о своем душевном состоянии. Эти мускулы у зверей и у людей почти одни и те же и часто носят одинаковые названия.

Вот тот минимум, который следует знать и никогда не упускать из виду при рисовании с натуры зверей. Остальное – дело личной практики и наблюдательности.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

цена шредера офисного.

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru