Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Уроки изобразительного искусства  /

Работа над пейзажем

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  

  Лето – лучшая пора для работы над пейзажем, ведь можно долго писать под открытым небом, да и природа предлагает огромный выбор сюжетов, самую разнообразную натуру. Однако, прежде чем выйти на пленэр, желательно приобрести некоторый опыт, навыки работы. Лучше всего писать натюрморты дома, на первых порах составляя их из самых простых по форме и сходных по окраске, хорошо знакомых предметов домашнего обихода.

А. Морозов. «Буксир в затоне». Масло. 1937.
А. Морозов. «Буксир в затоне». Масло. 1937.

Пейзажистом можно стать, только пройдя основательную школу натюрморта, она дает отличную возможность изучать цветовые отношения предметов, передавать их материальность, фактуру. Это не значит, что на природу следует выходить лишь тогда, когда всем этим в совершенстве овладеешь. Кстати, и натюрморт можно перенести на открытый воздух: положить скатерть, крынку для молока, огурец, черный хлеб... И писать его уже с учетом особенностей пленэра.

Натюрморт в домашних условиях и на открытом воздухе поможет овладеть рисунком, умением компоновать. Без этого, прежде всего без уверенности в рисунке, бесполезно браться за кисти и краски. Живописец просто обязан рисовать отлично.

Когда вы ставите натюрморт, продумайте, как лучше расположить предметы, постарайтесь так его скомпоновать, чтобы он выглядел уравновешенным, цельным и интересным по цвету. На первых порах лучше писать на картоне. Дело в том, что фактура холста мешает работать, отвлекает начинающего художника. Кроме того, возникают трудности при натягивании холста на подрамник. А писать на холсте, прикрепленном к подрамнику кнопками, как это иногда бывает, нежелательно. На картоне писали многие выдающиеся художники. Например, А. Иванов создал свои знаменитые этюды к полотну «Явление Христа народу» на картоне и бумаге.

К. Коровин. «Парижское кафе». Масло. 1890–е.
К. Коровин. «Парижское кафе». Масло. 1890–е.

Только будучи уверенным в правильности предварительного рисунка, можно начинать работать красками. Живопись строится на цветовых отношениях. Вот белая скатерть на столе. Чашка на ней – тоже белая. И сливки в чашке вроде бы того же цвета. Но какие же все эти белые цвета разные! Мастерство живописца в том и состоит, чтобы выявить тонкие цветовые взаимоотношения предметов, их характерные материальные особенности.

Выходить на природу нужно, заранее подготовившись, этюдник должен содержать все необходимое: краски, разбавители, масло льняное, кисти, мастихин. Поскольку этюды ваши поначалу будут небольшого размера, кисти лучше использовать щетинные, плоские № 3, 5, 8 или колонковые. Не забудьте о карандашах для подготовительного рисунка, углем на первых порах пользоваться не стоит.

Итак, вы вышли в поле, в рощу, к берегу реки. Что писать, какой найти мотив для этюда? Для начала можно выбрать даже не пейзаж, а какое-нибудь дерево – ведь оно, как правило, является частью пейзажа, нередко «держит» всю композицию. Определите место, откуда изображаемое дерево – береза, дуб, елочка – смотрится наиболее выигрышно, выразительно, лучше видна его конструкция. И не спешите приступать к работе! Не бойтесь потратить время на то, чтобы любовно вглядеться, вчувствоваться в это дерево, понять его форму.

И. Шишкин. «На покосе в дубовой роще». Масло. 1874.
И. Шишкин. «На покосе в дубовой роще». Масло. 1874.

Компонуя дерево на картоне, старайтесь оставить место для неба и земли. У каждого дерева особый характер и ствола и кроны. Умейте уловить изгиб ветвей, особенности их строения. Начинать надо с наиболее крупных форм, постепенно переходя к мелким деталям. Так скульптор из куска гранита делает фигуру: сначала вырубает ее общую массу, затем постепенно руки, начинает выявлять детали. Пусть вам не покажется излишней тщательная, детальная проработка мельчайших подробностей натуры. Опыт величайших мастеров живописи убеждает, что такое дотошное изучение – необходимое условие овладения мастерством. Но при этом не должна быть утрачена цельность изображаемого.

В процессе работы красками рисунок уточняют кистью. Палитра состоит из белил, лимонно-желтой, охры светлой и красной, кадмия оранжевого и красного, краплака, сиены натуральной, умбры жженой, волкон-скоита, кобальта зеленого, изумрудной зеленой, кобальта синего, ультрамарина, кости жженой. Сначала прокрывают землю, теневые части деревьев, потом начинают писать более светлые. Пейзаж можно выполнить в один сеанс и в несколько – в зависимости от состояния погоды.

А. Степанов. «Вплавь». Масло. 1910.
А. Степанов. «Вплавь». Масло. 1910.

Работая на пленэре, постепенно усложняйте задачи. Пишите деревья на берегу ручья, различные постройки. В любом случае прежде всего заботьтесь о выразительном композиционном решении этюда. Заостряйте внимание на главном, не злоупотребляйте излишними подробностями – стремитесь отобразить самое существенное, характерное в природе, передать ее настроение.

Сразу же старайтесь покрыть краской все части картона, не оставляйте светлой поверхности грунта, которая будет вам мешать. Больших-то мастеров это не смущало: они уже в воображении видели картину завершенной. Стремитесь точно определить и передать тоновое и цветовое соотношение земли и неба, глубину пространства. Полезно прищуриться, тогда тональные различия будут заметнее. Это поможет избежать дробности изображения. Все время стремитесь сохранить первоначальное, целостное впечатление от пейзажа.

Перед вами постоянно будут возникать интересные задачи. Например, как уловить образ плывущего облака? Приглядывайтесь к наиболее подходящим по форме «вечным странникам». Небо – самая капризная и сложная часть пейзажа. Его не следует перегружать красками, оно должно дышать. Художник Н. Ромадин советовал: «Добавь к ультрамарину изумрудки – и небо станет теплее, воздушнее, обретет прозрачность».

Л. Туржанский. «Весна». Масло. 1917.
Л. Туржанский. «Весна». Масло. 1917.

Второй слой краски можно прокладывать, даже когда первый еще не подсох. Но такая многослойность вовсе не обязательна. К. Коровин, например, писал густо в один слой.

В конце работы все кисти нередко становятся одного цвета, но все же надо твердо придерживаться правила: для неба должны быть отдельные кисти.

От художника требуется умение писать быстро: ведь природа – капризная «натурщица», в ней все мгновенно меняется – в зависимости от освещения, времени суток, погодных условий. Репин даже во время официальных собраний окурок, спичку макал в чернила и рисовал. В книге «Далекое близкое» он пишет о том, как важно делать множество набросков с натуры, и вспоминает, как однажды показал пейзаж, выполненный по впечатлению от поездки на Волгу, Шишкину. Тот сразу же понял, что это было написано без предварительного изучения натуры, «по воображению».

П. Судаков. «Северный ветер». Масло. 1973.
П. Судаков. «Северный ветер». Масло. 1973.

Однако необходимо развивать способность сохранять в памяти впечатление от увиденного. Если не успели дописать пейзаж – постарайтесь обязательно докончить его дома. А потом сопоставьте получившееся с натурой.

Побольше изучайте, анализируйте с карандашом в руке природные формы: траву, цветы, листья. Как музыкант развивает слух, так художник должен тренировать глаз. Для этого полезно пописать не только маслом, но и акварелью, стремясь сначала одной краской передать цветовые отношения, материальные качества предмета. Работайте над иллюстрациями к прочитанным книгам, создавайте композиции, в которых бытовой жанр сочетался бы с пейзажным.

Помните, главное – ни одного «пустого» дня, без хотя бы одного-двух набросков, этюдов.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru