Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Уроки изобразительного искусства  /

Перспектива

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  

  «Картинная плоскость» в теории она перпендикулярна предметной плоскости. На практике это не всегда так. В эпоху Возрождения перспективное изображение получали на прозрачном экране. Однако художественные произведения создаются на бумаге, картоне или холсте. Но ведь эти материалы непрозрачны! Как же быть?

Наш глаз устроен так, что может обеспечить четкое видение строго ограниченного и весьма небольшого пространства, которое называется полем ясного зрения. Угол, под которым мы видим это поле, настолько мал, что его можно смело назвать главным лучом зрения. Четко, детально мы видим только то, что попадает в поле ясной видимости, все, что лежит около этого поля, мы тоже видим, но гораздо менее ясно. Предметы более удаленные будут различаться еще хуже – это так называемое боковое зрение. Чтобы их рассмотреть, необходимо перевести глаза или даже повернуть голову. Чтобы увидеть постановку целиком, нужно заставить себя смотреть в ее центр, тогда боковое зрение обеспечит восприятие всех предметов, но без мелких деталей. Эта способность смотреть на один предмет, а видеть всю группу очень важна для художника, и ее следует всемерно развивать.

Перспектива.
Рис. 1.

Теперь обратимся к рисунку 1. Главный луч А направлен в центр постановки, на большой кувшин. Боковое зрение охватывает всю постановку – маленький кувшинчик, яблоко и табуретку. Если затем вообразить перед натюрмортом прозрачную плоскость Б, расположенную перпендикулярно главному лучу, то она и будет картинной плоскостью, а изображение предметов на ней – перспективным изображением натюрморта. Беда в том, что эта «картина» существует только в воображении художника (ведь плоскость-то условная).

Положение воображаемой картинной плоскости в пространстве, а значит, и направление главного луча зрения художника может меняться произвольно, по желанию автора произведения. Поэтому художник имеет возможность (часто только силой своего воображения) как бы «заставить» зрителя увидеть знакомые предметы или явления в необычном положении, в более выразительном ракурсе, передать ему свое видение мира, вызвать те или иные эмоции. Значит, умея использовать законы перспективы, художник способен усилить выразительность произведения.

Разглядывая рисунок, вы можете убедиться, что изображение в плоскости Б (картинной плоскости) всегда будет меньше натуры. Значит, и рисунок на реальной картине, на листе бумаги, для того, чтобы быть естественным, реалистичным, тоже должен быть меньше натурального размера постановки. Иначе трудно передавать соотношения между предметами, их отдельные пропорции получаются с искажениями, особенно у начинающих художников. Рисунок больше натурального размера кажется неестественным: вроде и похоже, а все не то, что на самом деле!

Чтобы получить изображение реального натюрморта, необходимо, разумеется, нарисовать его. Попробуйте на месте воображаемой плоскости Б установить лист бумаги – и вы ничего не увидите! Как же быть? Ответ прост: нужно закрепить лист бумаги на мольберте или листе фанеры, доске. Поставить мольберт так, чтобы главный луч зрения В, направленный в центр листа, был бы к нему перпендикулярен. Мольберт не должен загораживать постановку.

Вот теперь, когда лист бумаги расположен в пространстве относительно глаза художника так же, как и воображаемая плоскость Б, мы можем считать его реальной картинной плоскостью. Но стоит изменить угол наклона доски, и лист потеряет значение картинной плоскости, а значит, изображение натюрморта получится с искажениями.

Перспектива.
Рис. 2.

Для того чтобы мы могли боковым зрением охватить всю постановку целиком, необходимо сесть от натюрморта на расстояние, в 2–3 раза превосходящее максимальный размер постановки (например, высоту). Только тогда мы увидим всю ее целиком и при этом достаточно ясно. Чем больше изображаемый объект, тем дальше от него следует сесть, но не слишком, иначе мы не сможем разглядеть мелкие детали и объемы.

Мы рассмотрели несколько закономерностей, без которых невозможно грамотно рисовать с натуры. Но прежде чем переходить к изображению объемных предметов, необходимо выполнить ряд упражнений для того, чтобы натренировать руку, развить глазомер, познакомиться с правилами построения изображения. Иначе любой начинающий художник начнет срисовывать видимые контуры предметов, не понимая взаимосвязи между элементами, из которых они состоят. Рисунок получится плоскостным и дробным.

Упражнения необходимо выполнять в строгой последовательности, не забегая вперед, четко представляя себе задачи, и стремиться сделать их как можно лучше, аккуратнее. Если с первого раза не вышло, следует повторять упражнение до тех пор, пока не получится правильно и красиво. Все упражнения, приведенные на рисунках, выполнены на 1/4 листа (формат № 12). Время, отведенное на каждое упражнение, – 1,5 часа.

Упражнение 1. Его смысл в том, чтобы натренировать руку в проведении прямых линий.

Сначала наносите вертикальные линии по всей высоте листа на некотором расстоянии одна от другой. Рука должна быть прямой и двигаться только в плече. Поэтому сесть за мольберт нужно так, чтобы вытянутой рукой свободно касаться листа бу маги, а спиной прочно опираться на спинку стула. Карандаш держите так, как показано на рисунке 2. Надо следить за тем, чтобы линии проводились на одинаковом расстоянии, чтобы они действительно были вертикальными и прямыми.

Потом по всей ширине листа наносятся горизонтальные линии. Рука также должна быть прямой. Выполняя это упражнение, вы сами убедитесь в том, что провести прямые линии очень и очень непросто.

Упражнение 2. Оно служит для развития глазомера. Кроме того, позволяет выработать очень важное качество – навык проверки.

Перспектива.
Рис. 3.

Сначала наносятся 6 горизонтальных линий, как показано на рисунке 3. Потом последовательно (сверху вниз) эти линии делятся соответственно на 2, 4, 8, 3, 6, 5 частей. Все деления производятся только на глаз. После того как разделили первую линию пополам, обязательно проверьте, верно ли сделали, и в случае ошибки исправьте ее. Таким же образом выполняется все задание.

Потом наносятся вертикальные линии (рис. 3) и тоже делятся на 2, 4, 8, 3, 6, 5 частей. Порядок выполнения такой же, как и в предыдущем случае.

Следующий этап работы: проводятся две пересекающиеся линии – горизонтальная и вертикальная, они образуют центр будущей окружности. На этих линиях, обязательно на глаз (с последующей проверкой), наносятся на равных расстояниях от центра точки, обозначающие концы диаметров. Затем через точки проводится окружность. На отдельном листе целесообразно нарисовать таким образом несколько окружностей разного диаметра, причем, когда почувствуете некоторую уверенность, можно попробовать очертить окружности одним движением (не отрывая карандаша от бумаги и без разметки диаметров).

Для развития глазомера попробуйте разделить окружность на 3 и 6 частей. Для проверки соедините точки деления хордами – должен получиться равносторонний треугольник.

Упражнение 3 дает вам возможность убедиться на собственном опыте в необходимости вспомогательных построений.

Сначала попробуйте нарисовать орнамент из четырехлучевых звезд без всяких предварительных построений (рис. 4). Наверняка такой орнамент у вас получится кривым и очень неаккуратным. Для того чтобы рисунок был правильным, четким, желательно прежде всего изучить образец – натуру. Это значит: разложить изображение на составные части, выяснить их взаимосвязи, пропорции и только потом начать рисунок.

Разглядывая образец, вы замечаете, что весь орнамент вписывается в квадрат. Значит, прежде всего следует построить квадрат, именно построить, а не нарисовать, помня, что квадрат – геометрическая фигура, у которой все стороны равны, а углы при вершинах – прямые (90°).

Перспектива.
Рис. 4.

Выполняя упражнение 1, вы, вероятно, убедились, что вертикальную линию гораздо проще провести, чем горизонтальную. Поэтому построение следует начинать с вертикалей – это будущие стороны квадрата. Их в верхней части листа пересечем горизонтальной линией. Но вертикаль и горизонталь пересекаются всегда под прямым углом. Значит, если все эти три линии построены правильно (ведь мы точно знали, что рисуем, и проверили правильность построений), то углы при их пересечении автоматически получаются прямыми. Тогда часть горизонта, заключенная между вертикалями, будет являться стороной квадрата.

Осталось это расстояние отложить вниз вдоль вертикалей и провести еще одну горизонталь, которая завершит фигуру. Все очень просто. Нужно только не забывать о проверке: нанесли линию – проверьте, правильно ли это сделали, исправьте ошибки, отложили сторону квадрата (обязательно на глаз) – уточните посредством измерения.

Теперь необходимо каждую сторону фигуры разделить пополам, проверить правильность делений и соединить противолежащие точки. Получается четыре квадрата. Тогда каждую из сторон новых квадратов делите еще раз пополам. Затем, внимательно рассматривая рисунок 4, соедините найденные точки в необходимом порядке. Получится очень сложная сетка из вспомогательных линий. Чтобы она не мешала последующей работе, все линии, образующие сетку, необходимо проводить очень тонкими штрихами, не нажимая на карандаш (карандаш лучше взять ТМ). Затем необходимо найти «характерные» точки (А и Б) будущего орнамента и обвести мягким карандашом те участки построения, которые лежат между этими точками. В результате, если все сделано правильно, получите четкий, красивый и довольно сложный орнамент, который невозможно нарисовать столь правильно и четко без вспомогательных построений. А отсюда можно сделать вывод: чем сложнее изображение, которое надо построить, тем нужнее вспомогательные линии.

Упражнение 4 закрепляет навыки построения изображения и знакомит с понятием «пропорции». Оно выполняется с натуры и по частям. Сначала высушенный листок липы (березы, тополя – словом, любой простой по форме) наклеивается на белую бумагу и кнопкой крепится на мольберте рядом с чистым листом ватмана.

Первый этап работы – анализ, изучение натуры. Постарайтесь установить, под каким углом к вертикали расположена центральная жилка листа, прямая она или нет. Это даст возможность определить направление всего рисунка. Затем выясните характер очертаний листа – ведь его можно вписать в простую геометрическую фигуру (в данном случае – в прямоугольник) (рис. 5). Теперь уточните, какой получится прямоугольник: вытянутый по вертикали или по горизонтали, наклонен ли и насколько относительно вертикали? Меньше (или больше) ширина прямоугольника его высоты – то есть определите пропорции листа.

Перспектива.
Рис. 5.

На этом анализ можно закончить и начать работу карандашом. Изобразите прямоугольник, проверив правильность его размера, наклона, характерных пропорций – вписывайте в него конкретный контур листа, причем без мелких деталей. Когда характер контура будет проверен, уточнен и рисунок листа станет похож на натуру, можно приступать к проработке мелких деталей. Такой способ построения называют рисованием от общего к частному. Он способен привести к правильному результату, к успеху.

Аналогично первому изображению строятся и все остальные, постепенно усложняющиеся, – лист клена, рябины, акации, каштана.

В самом начале работы над заданием целесообразно обратить внимание на компоновку. Для этого желательно сделать обобщенные наброски листьев, чтобы убедиться, все ли они поместятся и красиво ли будут расположены на твоем рисунке.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru