Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Мастера мирового искусства  /

Константин Менье – художник, воспевший пролетария

 
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  
—  
—  

 

Менье  приходит  к  своему  идеалу – дать 
эстетическое   воплощение   современного 
рабочего совершенно так, как греки в свое 
время дали его для борца и атлета
.             

Эмиль Верхарн 


Жизнь бельгийского мастера Константина Менье не богата событиями. Но его творческая биография необычна. Он начинал как скульптор, посещая класс Академии изящных искусств в Брюсселе и мастерскую Ш. О. Фрекена, последователя классицизма. Затем долгие годы занимался живописью. Лишь в возрасте 50 лет вновь вернулся к ваянию – случай уникальный в истории западноевропейского искусства той эпохи.

К. Менье. «Грузчик». Бронза. 1893.
К. Менье. «Грузчик».
Бронза. 1893.

Одновременно Менье продолжал работать и как живописец, создав в 1890–1900–е годы основные произведения. Мастер находил в живописи композиционные решения, которые переносил потом в скульптуру. Это помогло ему сразу же достичь значительных результатов в ваянии. Менье порвал с далеким от жизни искусством, которое проповедовали академические художники. Столь же решительно он обратился к образам людей труда – пролетариям и шахтерам, ставшим единственными героями его произведений.

В 1887–1895 годах Менье жил в маленьком провинциальном городе Лувене, где место профессора в Лувенской академии изящных искусств давало ему возможность содержать семью. О той жизни можно судить по письму, адресованному известному критику О. Маусу: «Не мог ли бы ты мне сказать, когда я смогу получить за мою „Шахтерку“»? К несчастью, в данный момент я совсем не богат. Извини, дорогой друг, что я тебе надоедаю, так как самое отвратительное для меня в мире – это разговор о деньгах! К сожалению, их много нужно, чтобы заниматься скульптурой и чтобы... есть!» Эти слова написаны в 1887 году, а спустя два года на Всемирной парижской выставке «Молотобоец» – первая из больших скульптур Менье – получил «Медаль почета». Но, несмотря на премию, мастер так и не смог найти в Брюсселе работу, которая обеспечила бы ему существование.

К. Менье. «Индустрия». Бронза. 1901.
К. Менье. «Индустрия». Бронза. 1901.

К теме труда он обратился в живописи раньше, чем в пластике, еще в 1878 году, после поездки в Валь Сен-Ламбер и на заводы под Льежем, но самые известные полотна были созданы позднее. Одно из них – «Порт» (1886). На фоне темно-коричневой массы парохода с красной трубой выделяются фигуры грузчиков. Двое из них отдыхают, их позы свободны и независимы. Фигуру, стоящую спиной к зрителю, без труда можно узнать в созданной позднее знаменитой статуе «Грузчик». В левой части холста простираются голубовато-синие дали. Хмурое небо, дым парохода – фон для красных и синих одежд трудящихся людей. Общее настроение – суровое и сдержанное. Это героические будни человека труда. Грузчики работают на пределе сил, но на их лицах нет печати безысходности. Полотно Менье не ограничено рамками бытового жанра. И вместе с тем художник выбирает позы, жесты, подсмотренные в самой гуще жизни. Но они раскрывают прежде всего пластическую красоту человека, подчеркивают его достоинство. Эпизод повседневной работы превращается в символ значительности труда.

К. Менье. «Пудлинговщик». Бронза. 1886.
К. Менье. «Пудлинговщик».
Бронза. 1886.

В 1886 году по заказу бельгийского профсоюза угольщиков им были написаны шесть декоративных панно, в размер натуры, с изображением шахтерок и углекопов. Их примером могут служить «Шахтерка с лопатой» и «Льежский шахтер», написанные в серовато-черном тоне, без пейзажного фона, широко и свободно, где играют роль только силуэт и объем. Безупречно найдены уверенные и спокойные позы. В образах нет портретной характеристики, они воспринимаются как обобщенный тип – ив этом одна из важных особенностей искусства Менье.

Его поиски в живописи можно проследить на развитии наиболее часто встречающегося у него сюжета – возвращение шахтеров. Мотив шествия становится излюбленным приемом художника, позволяющим непринужденно решать многофигурные композиции, создавать ощущение непрерывного движения героев, как бы раздвигать внутрикартинное пространство. Шахтерская серия – из числа самых больших удач мастера. В ней воплощен герой, полно выражающий представление о человеке труда. Оно сложилось в результате посещения в 1881 году вместе с писателем К. Лемонье угольных районов Боринажа.

В раннем варианте холста «Возвращение шахтеров» подчеркнуто ставшее привычным ощущение усталости идущих нескончаемой вереницей рабочих. Сумрачный дождливый день. Земля покрыта грязными лужами. Узкую полосу неба постепенно затягивает дым фабричной трубы. Чуть согнутые фигуры шахтеров рисуются на фоне холма. Жизнь кажется беспросветной, как и коричневато-серый колорит, не нарушаемый ни единым светлым пятном. Лица шахтеров мало различимы, кажется, что они так и будут без конца брести, понурые и усталые. В более поздних вариантах художник стремится к иному решению. В картине «Возвращение из шахты» формат холста изменился на вертикальный, линия горизонта опущена, фигуры выдвинуты вперед и доминируют над пейзажем. Шахтерский поселок с красными крышами домов и дымящимися трубами становится фоном.

К. Менье. «Возвращение из шахты». Масло. Конец 1880.
К. Менье. «Возвращение из шахты». Масло. Конец 1880.

В последние годы жизни он снова возвращается к той же теме. В «Возвращении шахтеров» 1905 года главное – стремление к монументальности. Мощные фигуры царят на холсте. Если в раннем полотне ярко обрисован образ старого шахтера, то здесь внимание зрителя сфокусировано на нескольких персонажах. Они придвинуты к самому краю полотна. Картина полна сосредоточенности, суровой силы. Профили идущих впереди шахтеров взяты словно с античных камей. Значительные изменения произошли и в пейзаже. Красные крыши поселка сообщали предыдущему полотну излишний бытовизм. Обувь в руках шахтерки еще больше подчеркивала чисто жанровый мотив. Теперь же это земля, словно породившая угольные копи, закопченные трубы, заводы.

Менье никогда не стремился к психологизму, не искал каждый раз остро характерного. Наоборот, переносил из картины в картину уже найденные ранее типы и образы, стремясь к обобщению, героизации. Изображенные им люди, как правило, не говорят друг с другом. Но они не кажутся одинокими, разобщенными. Их роднит единство настроения, причастность к делу, которое составляет смысл их жизни.

К. Менье. «Шахтерка с лопатой». Масло. 1882.
К. Менье. «Шахтерка с лопатой».
Масло. 1882.

Будучи по характеру дарования ваятелем, Менье и в живописи жил ритмом, силуэтом, движением. Он почти не уделял внимания фактуре. Его живопись тяготеет скорее к панно, особенно в трактовке человеческих фигур и их соотношении с пространством. От скульптуры идет и особая проработанность контура. Не случайно от живописных композиций он легко переходит к рельефам и круглой скульптуре.

В 1886 году статуи Менье были выставлены в Париже и заслужили одобрение О. Родена. Мастер вернулся к ваянию, создав один из самых экспрессивных образов – «Пудлинговщика». Статуе предшествовала картина под названием «Усталость», но в скульптурном образе значительно полнее выражена идея мастера. Физически сильный рабочий изваян в минуту отдыха. В его мышцах еще ощутимо только что наполнявшее их огромное напряжение. Характерны пропорции фигуры с массивными плечами, большими кистями рук, ступнями, которые утяжелены деревянной обувью. Неуклюжая поза сидящего с тяжело свисающей вниз рукой позволяет ощутить его прерывистое дыхание. Но труд, доводящий до исступления, не убивает в человеке человеческое, словно говорит мастер. Заметно, как стремится Менье избежать в картине фронтальности и симметрии в расположении фигуры. Статуя также решена в сложном ракурсе, корпус наклонен вперед, резко опущено плечо, выдвинута вперед нога. К этой скульптуре Менье могут быть отнесены слова Родена: «Прекрасно характерное».

В 80–90–х годах Менье был не единственным мастером, обратившимся к теме труда. Ею заинтересовались крупные французские скульпторы. В 1890–е годы над «Башней Труда» начал работать Роден, Гийо создал гигантский фриз «Труд». В Бельгии к этой же теме обратился Ван дер Стаппен. Менье начинает работу над «Памятником Труду», который он так и не смог завершить. Что представлял собой этот ансамбль? Замысел Менье предусматривал показать жизнь рабочего от юности до зрелости, его труд в различных областях. Именно так следует понимать соотношение статуй и скульптурных групп, таких, например, как «Материнство», с рельефами «Жатва», «Порт», «Шахта», «Индустрия».

К. Менье. «Молотобоец». Бронза. 1885.
К. Менье. «Молотобоец».
Бронза. 1885.

Наибольшей известностью среди рельефов пользуется последний. Изображаемый здесь эпизод поразил мастера. «Сюжетом моего большого рельефа „Индустрия“, – писал он, – является происшествие на стекольном заводе. Стекло в расплавленном виде в больших горшках из обожженной глины подвергают действию сильного огня доменной печи. Случается, что горшок дает трещину и жидкое стекло льется на очаг... Сейчас же идет группа людей, специально для этого приставленная, с железной тележкой и ставит на нее раскаленный глиняный горшок. Это очень трудная работа... Там царит суматоха и адская спешка в течение нескольких минут, которые я пытался передать». Этот отрывок из письма показывает умение Менье из конкретного явления, поражающего хаосом, выбрать такой момент, найти такое композиционное решение, которое дает героику труда, а не жанровую по духу сцену. «Нужно высмотреть мгновение, когда сконцентрировано их выражение, когда они сплошная выразительность» – в этих словах Менье, сказанных о героях произведения, заключена суть его художественного метода. Рельеф на редкость удачно организован ритмически – на резких, энергичных движениях. Образы, как всегда, обобщенны, монументальны. Не случайно профили рабочих в центре рельефа часто воспроизводятся самостоятельно, как символ пролетариев. Необходимо отметить и решение фона, передающего впечатление взвивающихся языков пламени, причем их направление противоположно движению массы людей, которая борется, преодолевает стихию. Это еще более подчеркивает героические усилия рабочих.

К. Менье. «Голова рабочего». Карандаш, акварель. 1880–е.
К. Менье. «Голова рабочего».
Карандаш, акварель. 1880–е.

На рубеже столетий Менье обратился к конному памятнику. Наиболее интересна скульптурная группа «На водопое» 1899 года, установленная в одном из скверов Брюсселя. Это единственный случай, когда в городском ансамбле той эпохи появился конный монумент героического характера, посвященный пролетарию. Мастер прекрасно выбрал позу сидящего на лошади мужчины – свободную, уверенную и одновременно полную достоинства. Продуман силуэт памятника, который особенно впечатляет при боковых точках зрения. Он построен на плавных дугах, объединяющих фигуры. Удачей является и постамент, органично включенный в характеристику среды – в данном случае это спуск к водоему. Менье изобразил героя почти с классически правильным лицом, полуобнаженным торсом, стремясь к героизированному типу пластики.

Самой большой творческой удачей мастера следует считать статую «Грузчик» и бюст «Антверпен». В свое время на вопрос, что такое скульптура, Менье ответил: «Скульптура, по существу, есть прежде всего искусство монументальное». Это определение может быть отнесено и к трактовке образа грузчика. В последнем варианте изменены пропорции фигуры, ставшие удлиненными, статуя обрела изящество. Чертам лица придана почти классическая правильность. В скульптуре использован найденный еще греками прием опоры на одну ногу с энергичным изгибом бедра, на которое опирается рука. Накинутый на голову героя мешок – необходимый элемент экипировки грузчика – превращен из бытовой детали в решающий композиционный элемент.

К. Менье. «Материнство». Бронза. Начало 1890–х.
К. Менье. «Материнство».
Бронза. Начало 1890–х.

Темные тени от мешка подчеркивают мужественную худобу лица, энергично выступающий подбородок. Героический образ получает совершенное пластическое решение. Так успешно решается Менье сложнейшая проблема обыгрывания в скульптуре современной одежды. «Я не обращаю внимания на повседневные стороны быта. Например, одежда... для меня совсем исчезает в впечатлении общего», – писал ваятель. Статуя прекрасна по выразительности, четок и продуман силуэт. Поза грузчика свободна от сиюминутности. Менье создал впечатление величия, приподнятости.

В бюсте «Антверпен», символично названном по имени крупнейшего бельгийского порта, создан обобщенный образ трудящегося. Ни один из современников Менье не отразил в своем искусстве столь возвышенно и поэтично людей труда. Пластическое решение, начиная с формы среза бюста, поражает целостностью. Характерность сочетается в нем с гармоничными пропорциями. Эти черты были отмечены писателем К. Лемонье, который, подобно Э. Верхарну, писал: «Казалось, он получил секрет мастеров Греции, чтобы с его помощью создавать современный героизм».



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru