Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Мастера мирового искусства  /

Фриц Кремер: «Я имел счастье создать много памятников, которые стоят на улице»

 
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  
—  
—  

  Суть понимания творческих задач Кремера – обращаться к широким народным массам. «Чувствую своим долгом, – говорит художник, – высказаться о событиях, которые как участник или свидетель я пережил». Путь Фрица Кремера не раз приводил его к грани, переход которой требовал рисковать жизнью. Его искусство говорит о самых трагических и скорбных моментах в истории XX столетия мужественно, просто и откровенно. Художник не теряет веры в светлые силы человека и не допускает фальши и умиления.

Ф. Кремер. «А все-таки она вертится». Бронза. 1969–1972.
Ф. Кремер. «А все-таки она
вертится». Бронза. 1969–1972.

Фриц Кремер родился 80 лет назад в маленьком шахтерском городке Руре. Ему не исполнилось года, когда он потерял отца, а в 16 лет после смерти матери ушел из чуждого ему мещанского дома отчима. Юноша овладевает камнерезным ремеслом, посещает вечерние курсы при художественном музее в Эссене, учится у прекрасного немецкого мастера Вильгельма Герстеля. Искусство Кремера развивалось под влиянием великой традиции реалистической скульптуры. Он ощущал себя продолжателем романской и готической пластики, тяготел к суровой горечи реализма Эрнста Барлаха и Кэте Кольвиц, видя в них истинно национальные черты. С 1926 года Кремер член Союза коммунистической молодежи. В 1929 году он переезжает в Берлин, где становится учеником высшей школы изобразительного и прикладного искусства. В этом же году, отмеченном ожесточенными боями коммунистов против растущих сил фашизма, он вступает в Коммунистическую партию Германии. Приход к власти фашистов не изменил убеждений художника. В 1933 году он собирает подписи протеста против исключения Кэте Кольвиц из Прусской Академии художеств.

В 1941 году Кремер мобилизован в армию, служит в Греции, пока не возникает возможность в 1944 году сдаться югославским партизанам. С 1946 года художник живет в Вене, возвращается к творческой работе. Первое из его послевоенных произведений – памятник «Борец за свободу» для австрийского сектора концлагеря в Освенциме. В 1950 году Кремер избран действительным членом Академии искусств ГДР, переезжает в Берлин, где становится руководителем скульптурной мастерской. В 1951 году он участвует в конкурсе на сооружение мемориального ансамбля в Бухенвальде.

Скульптурная группа, созданная Кремером, – кульминация архитектурно-пластического ансамбля. Ансамбль включает подлинные места захоронений узников концлагеря, Дорогу стел, на которых рельефы и стихи И. Бехера рассказывают историю семи лет существования лагеря, Дорогу наций, где горит Вечный огонь памяти заключенных разных национальностей, погибших в лагере, Дорогу свободы, по которой поднимаются к памятнику и к колокольне. Бухенвальдский набат раздается над чугунной плитой, где хранится пепел из сожженных фашистами Лидице, Орадура...

Группа, созданная Кремером, видна на всем пути, начиная от входных ворот. Она словно поворачивается и растет по мере движения к колокольне и, когда поднимаешься на площадь Манифестаций, вырастает прямо перед тобой. Хотя фигуры не настолько велики, чтобы человек чувствовал себя перед ними подавленным: их высота около четырех метров. Вместе с тем благодаря точно найденному размеру, плотной лепке объема возникает особое ощущение масштабности, значительности.

Ф. Кремер. «Памятник узникам в Бухенвальде». Фрагмент. Бронза. 1958.
Ф. Кремер. «Памятник узникам в Бухенвальде». Фрагмент. Бронза. 1958.

Сюжетом скульптурной группы Кремер избрал восстание узников – подлинное событие, происшедшее 11 апреля 1945 года и положившее конец Бухенвальду. Автор изобразил драматизм событий: гибель и призыв к битве, стойкую решимость одних и растерянность других. В этом раскрылось присущее Кремеру-реалисту постижение жизни в противоборстве сил, обнажение трагических противоречий и светлой жизнеутверждающей веры в то, что человек – хозяин своей судьбы. Эти качества, с такой силой прозвучавшие в Бухенвальдском памятнике, ознаменовали новую ступень в развитии социалистической культуры ГДР. Суровый язык пластики Кремера с его предельной ясностью и определенностью в трактовке объема, четкостью движений, скупостью жестов словно лишен «эпитетов» и «дополнений». Создается впечатление, будто скульптор боялся оскорбить память погибших малейшей аффектацией чувств или нарочитостью пафоса.

Встреча Кремера с Брехтом в 1936 году в Англии, где поэт находился в эмиграции, перевернула жизненные и эстетические представления молодого художника. Лучший среди созданных Кремером портретов – бронзовая голова Брехта, начатая еще при жизни поэта, но законченная уже после его смерти. Черты этого мудрого, ироничного, прекрасного высокой духовностью лица придал Кремер и облику Галилея в статуе «А все-таки она вертится» для зала Конгрессов в Карл-Маркс-Штадте. Образ этот навеян пьесой Брехта «Жизнь Галилея».

Огромные стеклянные окна – стены фойе как бы открывают всем находящимся на улице фигуру старого человека в балахоне еретика. Он поставлен на колени на поленья костра, но жест его руки, взметнувшейся вверх, как могучий росток, со сложенными в клятве пальцами, утверждает победу разума, человеческого мужества. Соответствие пластического языка сложным противоречиям сознания присуще и фигуре «Восстающего», установленной в парке при главной квартире ООН в Нью-Йорке. Произведение посвящено народам, поднимающимся на борьбу за свое социальное и национальное освобождение. Это могучая, грозная фигура человека, как бы еще не стряхнувшего с себя оцепенение. Он неуверенно нащупывает почву под ногами. Тяжелая, сильная рука пока не распрямилась в призывном жесте, но вся фигура полна внутренней динамики, неодолимого стремления подняться во весь рост.

Характерно, что дух борьбы, непокорства заставляет Кремера переосмыслить и тему распятия: в последние годы возник ряд вариантов воскресающего, который срывает терновый венок мученичества и в протесте-призыве поднимает руку.

Ф. Кремер. «Молодые». Бронза. 1961.
Ф. Кремер. «Молодые».
Бронза. 1961.

Хотя антифашистская тема – главная в творчестве Кремера, он открыт и впечатлениям счастливой мирной жизни, создает портреты, жанровую пластику. Его увлекает красота и сила обнаженного тела. В его мелкой портретной пластике много живых, окрашенных добрым юмором наблюдений: грузная фигура композитора Ганса Эйслера, стремительно шагающий поэт Иоганнес Бехер, словно подчиняющий свои шаги ритму слагаемых стихов. Изображая обнаженную фигурку девушки, примеривающей перчатки, автор не забывает показать и модную прическу, и высокие каблуки. Эта конкретная жанровость, противопоставленная естественной красоте тела, рождает едва уловимую иронию, улыбку много пережившего человека над безмятежностью бытия молодого существа, не знающего ужасов войны и концлагеря. С середины 1960-х годов в творчестве Кремера появляются и нежные акварели. Весенняя земля, первая зелень деревьев. Композиции немногословны, даже робки. Словно художник приходит в себя после мрачных времен нацизма, будто еще боится, что все это может исчезнуть...

В 1980-е годы мастер в своей графике настойчиво разрабатывает тему «Довольно войн!», вновь обращаясь к образу скорбной и мужественной матери. Создает ли Фриц Кремер антифашистские мемориалы, не давая уснуть памяти человечества, откликается ли на события современной жизни в «политических листовках», как он называет свою графику, посвященную событиям во Вьетнаме и Чили, обращается ли к фантастическим ситуациям в литографиях «Встречи на бумаге», где живая гибкость движений человеческого тела противопоставлена механической неуклюжести деревянного манекена, – художник стремится сказать: человек – сам творец своей судьбы, он способен сделать мир справедливым и прекрасным.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru