Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  История мирового искусства  /

Коропласты из Танагры

 
→  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  

  Греческие слова «танагра», «танагрянка» около ста лет тому назад вошли в русский язык. Они употребляются и ныне для обозначения всего хрупкого, женственного и пластичного. Художник В. Серов изобрел на их основе свой термин «танагретика», подразумевая под ним безыскусное, изящное, противоположное холодному и рассудочному в искусстве.

Древний город Танагра в Беотии, на северо-востоке Балканского полуострова, приобрел в новое время широкую известность благодаря археологической сенсации – находкам танагрских статуэток.

«Богиня Флора». Терракота. III в. до н. э.
«Богиня Флора». Терракота.
 III в. до н. э.

В 1870 году, узнав о древних фигурках, которые попадались во время пахоты крестьянам беотийских сел близ Танагры, сюда прибывает с острова Корфу искатель кладов Георгис Анифантис. До этого местные жители обычно находили грубовато сделанные глиняные фигурки архаической эпохи. Анифантису сразу же удалось открыть часть некрополя древнего города времени Александра Македонского. Глиняные статуэтки, найденные им в могилах, отличались грациозностью и имели нежную раскраску. Пример «старого Георгиса», обогатившегося на продаже находок скупщикам древностей, заставил крестьян бросить земледельческие работы и приняться за поиски древних могил. Все поля в окрестностях вскоре оказались перерытыми, а молва об изящных танагрских статуэтках быстро распространилась среди любителей древностей в Европе и Америке. Афинское археологическое общество пробовало запретить незаконные раскопки некрополя Танагры, но это оказалось тщетным. Общество в 1873 году послало туда археолога Стаматакиса под защитой роты солдат. Ему удалось собрать для Афинского музея прекрасные образцы танагрянок, но одновременно пришлось констатировать, что некрополь древнего города исчерпан и полностью погиб для науки.

Танагрянки же продолжали вызывать всеобщее восхищение. На всемирной выставке в 1876 году беотийские фигурки из глины, выставленные в парижском дворсезона. Цены на них достигали баснословных сумм, появились ловкие фальсификаторы древностей, наладившие индустрию изготовления подделок. Крупнейшие музеи мира спешили приобрести коллекции статуэток. Их соперничество в те годы привело к созданию прославленных собраний в Лондоне, Париже, Афинах.

Случилось так, что и Эрмитаж стал обладателем уникальной коллекции статуэток из Танагры. В 1870–1879 годах русским послом в Греции был граф П. А. Сабуров, страстный и неутомимый собиратель древностей. Во время «танагрского бума» он составил ценнейшее собрание танагрянок. Виднейший археолог эпохи А. Фуртвенглер в 1880 году начал публикацию каталога «Собрания Сабурова», что способствовало европейской известности коллекции.

Весной 1884 года Сабуров, исполнявший к тому времени обязанности русского посла в Берлине, пишет письмо другому видному русскому собирателю, государственному секретарю А. А. Половцову: «Мой дорогой друг... так как я сумел освободиться от части коллекции (мраморы и вазы), мне остается самая ценная часть (терракоты), о которой я договариваюсь с музеями в Лондоне и Берлине с условием отдать предпочтение Эрмитажу. Ни один музей не имеет подобной коллекции. Я готов уступить ее за 100000 рублей... и все, кто знает нынешнюю реальную стоимость этих танагрских терракот, найдут условия самыми умеренными».

В Петербурге заинтересовались предложением. Разные мотивы руководили участниками сделки. Министр двора граф И. И. Воронцов-Дашков был озабочен внешним престижем и возможностью ущемить германские интересы. Он писал директору Эрмитажа графу А. А. Васильчикову: «Все крупные музеи Европы устремили сейчас внимание на эту коллекцию. В Берлинском музее мы имеем страшного соперника. Наш юный Кизерицкий, видевший коллекцию и в Афинах, и в Берлине, говорит, что каждая вещь в ней – на вес золота... Избавь нас бог, чтобы это приобретение не придало нового блеска уже таким богатым берлинским музеям...» Сабуров же, со своей стороны, обращаясь к Васильчикову, изо всех сил «расхваливает товар»: «В Лондоне мне предлагали 15000 франков за сидящую женщину с Амуром на руках, наиболее красивую статуэтку, вышедшую из могил Танагры... видимо, в ближайшую зиму они будут звездами петербургского сезона!» В другом письме директору Эрмитажа Сабуров предсказывает: «Ваша Керченская зала, соединенная с моими танаграми, превзойдет в этом отношении все музеи мира!»

«Девушка в плаще». Терракота. III в. до н. э.
«Девушка в плаще». Терракота.
 III в. до н. э.

Сделка состоялась, и коллекция Сабурова переезжает в Петербург. Весною 1884 года Половцов с удовлетворением записывает в дневнике: «Иду смотреть выставленные в Эрмитаже глиняные фигурки (Танагра) коллекции Сабурова. Очень рад, что удалось мне содействовать к тому, чтобы и эти вещи не ускользнули от России, столь бедой художественными произведениями». Танагрянки Сабурова, как он и предсказывал, становятся любимицами русской публики. Вот впечатление В. Серова: «В последнюю мою поездку в Питер я был в Эрмитаже... давно не получал такого красивого, живого настроения, какое дали мне маленькие греческие фигурки, почти игрушки, но за эти игрушки, пожалуй, можно отдать добрую половину римской холодной скульптуры». Действительно, в отличие от возвышенно-идеальных образов греческих богов и героев, запечатленных в мраморе, Эллада предстала в глиняных танагрянках неожиданно приближенной к современности.

Древние мастера, лепившие из глины, назывались коропластами (от греческого «кора» – девушка, «пластеин» – лепить). Недаром среди их произведений преобладают женские фигурки. Сколько неистощимой фантазии, изобретательности проявляют они, работая над этой почти единственной темой. Вылепив фигурку, мастер делал слепки с нее, служившие в дальнейшем формами. И хотя в технике коропластики есть элемент серийности, но штампа, ремесленной рутины и скучного однообразия мы здесь не обнаружим. Формы обычно выполнялись для головы, торса, рук, ног. Из них, добавляя вылепленные отдельные детали, мастер создавал статуэтку. Каждый раз он менял поворот головы, ритм движения тела, окраску. Таким образом, творческий момент был присущ не только акту создания первой фигурки – «патрицы», но и свободной компоновке слепков, полученных из форм – «матриц». Подсохшие слепки обжигались в печи, и слово «терракота», с итальянского – обожженная глина, точно передавало основное в технологии ее изготовления. Обжиг делал фигурки прочными. Роспись завершала работу над статуэткой.

Изделия танагрских коропластов позволяют нам заглянуть в женскую половину греческого дома, недоступную для посторонних. Неприхотливым занятиям предаются его юные обитательницы : игре в мяч, чтению стихов, музыке, танцам. Вот, подняв к солнечным лучам виноградную гроздь, любуется просвечивающими ягодами присевшая на землю девушка. Восхищение перед красотой мира охватило ее. Полуденное средиземноморское солнце незримо присутствует в образном строе этой поэтической статуэтки. В другой терракоте юная пряха замечталась и не заметила, как на ее коленях очутился крылатый Эрот. Эта идиллическая сценка словно навеяна песней поэтессы Сафо:

Ах, матушка! Станок мне стал постыл,
И ткать нет силы: мне сердце страсть крушит,
Чары томят Киприды нежной
...

Движения танагрянок красивы и размеренны, их жесты сдержанны, а выражение лиц благородно. Вот женщина, приподняв плащ, хочет перейти улицу. Как будто чувствуя на себе восхищенные взгляды, она стыдливо опустила глаза. Задорно подбоченясь и сияя лучезарной улыбкой, стоит на перекрестке с корзиной юная продавщица роз.

Я радость люблю, негу, юность люблю и солнце;
Жребий мой – быть в солнечный свет и красоту влюбленной!


Так пишет о себе Сафо. Такими влюбленными в красоту были и безымянные коропласты, создавшие пленительные образы юных танагрянок.

Однако пусть не покажутся слишком простыми и непритязательными эти миниатюрные фигурки. При внешнем сходстве с европейской фарфоровой пластикой было бы неверно думать, что танагрянки создавались только для украшения жилища и представляли жанровые сцены. Как всякое явление искусства, греческие терракоты, кроме поверхностного, первого смысла, имеют более глубокое содержание, связанное с мировосприятием древних, их языческими культами. Помещая фигурки в могилы, поднося их в качестве даров в храмы, древние вкладывали в них возвышенный смысл.

«Девушка у перекрестка». Терракота. III в. до н. э.
«Девушка у перекрестка».
 Терракота. III в. до н. э.

Часто статуэтки составляли обширные циклы, воссоздать которые во всей полноте не позволяет разрозненность, происшедшая вследствие ненаучного проведения раскопок в Танагре. Фигурки, что находятся ныне в разных коллекциях, имели тесную связь. Особенно популярны были сюжеты, связанные с культом богов Диониса и Деметры. В таинственных обрядах в их честь, доступных человеку только после специального посвящения, чередовались печаль и веселье, возвышенное и комическое, представление о бессмертии и быстротечности жизни. Так, девушка, присевшая на корточки, играет в мяч – это одновременно и символ беззаботной юности, и сама богиня Кора, дочь Деметры, самозабвенно отдающаяся радостному занятию, не подозревая, что через мгновение ее похитит страшный владыка Аида. «Две подруги» замерли в объятии – это Деметра и Кора, соединившиеся после долгой разлуки, «Девушка с гроздью», «Девушка с маской» – спутницы Диониса. Их атрибуты символизируют вечное обновление жизни или иной, потусторонний мир. Ведь земное существование мыслилось лишь его короткой интермедией.

Гораздо реже женских в коропластике можно встретить мужские персонажи. Вот сам Дионис или веселый бражник с кубком в руках. Это произведение относится еще к ранней поре развития искусства Танагры – началу V века до нашей эры, тогда как большинство терракот в музейных коллекциях эпохи эллинизма (IV–III вв. до н. э.). Юноша в дорожном плаще, уличные актеры, веселые спутники бога Диониса нет-нет да и встретятся среди сотен грациозных танагрянок. Вот крылатый Эрот, как заправский наездник, оседлал козла и правит строптивым животным. Может быть, он предстает здесь участником шутливого состязания, подобного тому, которое описал в эпиграмме поэт:

Мальчики, красной уздой козла зануздав, и намордник
На волосатый его рот наложивши, ведут
Около храма игру в состязание конное – чтобы
Видел сам бог, как они тешатся этой игрой!


Пластическая красота древних статуэток сочеталась с нежной раскраской. Однако нестойкие водяные краски за 2300 лет большей частью исчезли. И лишь на редких фигурках, найденных внутри сосуда или в каменной гробнице, краски сохранились: желтая, розовая, коричневая, голубая... Просветленная, мягкая человечность, юмор, тонкая одухотворенность образов, изысканные ритмы, ласкающий глаз колорит – вот в чем достоинства терракот из Танагры. Отдавая дань восхищения мастерством безымянных скульпторов, великий Огюст Роден отмечал в их статуэтках «женственность, скромную грацию задрапированного тела, скрывающего в себе душу, нюансы, не выразимые простыми словами...».



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru