Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  История мирового искусства  /

Художественные изделия Индии

 
→  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  

  Создание художественно оформленных предметов быта – один из древнейших видов искусства в Индии. Его воздействие могуче, ибо приносит человеку огромную эстетическую радость, облагораживает вкус. Прикладное искусство пользовалось глубокой любовью народа. Орудия труда, предметы домашнего обихода, воинского снаряжения и религиозного культа богато и изобретательно изукрашивались. Производителями были многочисленные касты ремесленников.

«Танцующий Шива». Бронза, литье, чеканка. XIX в.
«Танцующий Шива». Бронза, литье, чеканка. XIX в.

Так, художественное убранство рукописных книг стало особенно искусным в XVI–XVII веках. Оно требовало тончайшего мастерства каллиграфов, художников-миниатюристов, позолотчиков и декораторов-переплетчиков. Каждая рукопись – итог творчества десятков умельцев. Такие книги собирались в дворцовых библиотеках, к которым имели доступ только богатые люди.

Для изготовления художественных изделий использовались самые разнообразные материалы: дерево и ореховая скорлупа, глина, металлы, камень поделочный (например, мрамор), полудрагоценный и драгоценный, жемчуг, кораллы, раковины, кость (особенно слоновая), рог, черепаховый щит, хлопок, шерсть, козий пух, растительное волокно, шелк, кожа – словом, почти все, что давала богатая индийская природа. Красители тканей (в частности, индиго) прославились долговечностью и красотой оттенков на весь мир, а знаменитая индийская булатная сталь не имела себе равных. В колониальную эпоху некоторые виды художественных ремесел исчезли и были возрождены лишь после того, как в 1947 году страна добилась независимости.

Орнаментальная каллиграфия в виде орла. Медь, чеканка. XVII в.
Орнаментальная каллиграфия в виде орла. Медь, чеканка. XVII в.

В древней и средневековой Индии почти в каждой семье занимались прядением и ткачеством. Наиболее широко были распространены вышивки, набойки, ковры, изготовлялись самые разные ткани. Индия первая в мире начала культивировать хлопок. Тончайшие ткани из него ценились еще в древнем Вавилоне, Риме. Они получили образные названия: «сотканный воздух», «струящаяся вода», «вечерняя роса», так как становились почти невидимыми в воде или на росистой траве.

Ткани украшали вышивкой, росписью, набивкой узоров (оттиск рисунков резными деревянными штампами) и другими способами. Применение штампов вручную и размещение деталей рисунка на глаз создавало живописную игру цвета и линий, что делало каждую вещь подлинно художественной, лишенной сухой и мертвящей точности машинного трафарета. Иногда на полотнищах покрывал или занавесей изображались сцены свадебного поезда с невестой, едущей в повозке на быках, в сопровождении музыкантов и других участников празднества. Все фигуры изящны, гибки, правдиво переданы позы и жесты.

В XIX веке на весь мир разнеслась слава о тонких шерстяных шалях Кашмира. Нити для них прялись из козьего пуха и при помощи маленьких челночков переплетались с нитями основы, натянутыми на вертикальных станках. Для каждого цвета бралась отдельная уточная нить и свой челночок. Самые сложные многофигурные сцены передавались с таким мастерством, что этому мог бы позавидовать живописец! Кашмирские шали были так тонки, что продевались сквозь перстень.

«Тигр, терзающий человека». Дерево, полировка. Около 1790.
«Тигр, терзающий человека». Дерево, полировка. Около 1790.

Доныне в Индии сохранилось производство золотых (парчовых) тканей, которыми издавна славился Банарес. В Государственном музее искусства народов Востока представлен шелковый златотканый шарф. На золотом фоне вытканы цветным шелком вертикальные ряды деревцев. Между ними взлетают качели с парами молодых людей в пышных ярких одеяниях. Полны жизни грациозная фигурка скачущей газели, слетающий с дерева попугай, цветы на длинных изгибающихся стеблях. Такого рода сюжетный мотив, воспевающий радость влюбленных среди ликующей природы, – один из популярнейших в древнеиндийской литературе, фольклоре, живописи.

Ремесло резчика по дереву, техника художественной резьбы существуют по сей день во многих районах Индии. Особо ценные древесные породы являются превосходным материалом благодаря прочности, красоте фактуры – красное, розовое и черное дерево, палисандр, ароматный сандал. Деревянную мебель часто инкрустируют слоновой костью и перламутром, а также латунной проволочкой. Применяются и накладные украшения из металла. В Кашмире процветает производство ширм с изящной ажурной резьбой, рельефами. Резьбой украшают столики из черного дерева, изготовляемые на юге страны. В инкрустации костью невысоких многоугольных столиков, всевозможной формы ларцов, шкатулок и ящичков, геометрические и стилизованные растительные орнаменты удачно сочетаются с фигурами животных и людей, с элементами пейзажа. Особенно жизненно изображение слона, этого почитаемого гиганта джунглей, который, будучи прирученным, верно служит человеку, отличаясь умом и трудолюбием. Вот герой индийской мифологии – бог грозы и бури Индра мчится на белом слоне, символизирующем грозовое облако. А вот бог Солнца пересекает небосвод в колеснице на золотистых конях. Столь же символичны не только птицы, рыбы и пресмыкающиеся, но и деревья, цветы. Из животных особенно почитались корова, обезьяна Хануман, из пресмыкающихся – кобра (один из атрибутов бога Шивы), из птиц – лебедь, павлин, из цветов – лотос (символ чистоты). Их образы передаются с любовью и вдохновением.

Замечательным видом искусства являются лаковые изделия. Ими славится Кашмир. Подносы, чаши делают из бумаги, муслина и гипса с клеем, расписывают яркими красками и покрывают тонким слоем прозрачного лака. Для большего эффекта фон иногда наносят золотом или оловянной станиолью с клеем. Акварельные росписи очень нарядны, красочны, напоминают кашмирскую весну с цветущими розами, нарциссами, жасмином. Иногда изображаются целые сцены, например игра в поло.

Шкатулка. Лаковая роспись. Начало XX века.
Шкатулка. Лаковая роспись. Начало XX века.

Существует и другая лаковая техника – «нирмал». В зависимости от добавок лак бывает черного, красного или коричневого цвета. Он накладывается на деревянное изделие и полируется до блеска. Затем пишут красками минерального и растительного происхождения. Красива и оригинальна роспись золотистым красителем по черному, как сажа, блестящему лаковому фону. Процесс приготовления «золотой» краски сложен, если не сказать уникален. Безошибочно найденная контрастность цветовых сочетаний, сами производственно-технические особенности росписей требуют большого мастерства, точности и выразительности кисти. В итоге – на редкость своеобразная декорировка.

Одно из важнейших мест в производстве художественных изделий принадлежит металлу. Разнообразны древние технические приемы его декора: насечка золотом и серебром, резьба и гравировка, чеканка, инкрустация, украшение самоцветами, позолота, бронзировка и шлифовка.

Интересен черный сплав, украшенный серебром в технике «бидри». Гравируется рисунок, и в углубления молоточком вбивают серебряную проволочку или пластинку. Затем серебряный орнамент полируется и потому эффектно блестит на черном фоне сплава. Раньше были в ходу только растительные мотивы, в последние годы появились рисунки, навеянные стенописью пещер знаменитой Аджанты. Формы и назначение предметов «бидри» разнообразны, в последнее время они стали удовлетворять и требованиям нового быта.

Деталь златотканого шарфа. Шелк. XIX в.
Деталь златотканого шарфа. Шелк. XIX в.

Художественно отделанное оружие занимало в прикладном искусстве почетное место, но его производство прекратилось в XIX веке. Лишь музейные коллекции говорят об исключительной роскоши убранства, для которого применялись золото, серебро и драгоценные камни, а для деревянных частей огнестрельного оружия – слоновая кость и перламутр. Каждая провинция Индии славилась особым видом орнамента, убранства, ковки холодного оружия. Например, в районе Пахари делали мечи-диковинки – некоторые с зубьями, как у пилы, с насечкой, в форме птичьего клюва. Оружие, сделанное в Лахоре и Синдхе, славилось прочностью. Делийское – блеском. Мечи Лакнау – изяществом. Джайпурские – финифтью и золотой насечкой. Майсурские – инкрустацией золотом. Огромное разнообразие в форме, отделке – вероятно, некоторые клинки изготовляли просто для забавы и никогда не применяли – можно проследить по древним индийским монетам, скульптурам, настенным рисункам. В зависимости от вида и назначения мечей и кинжалов им давались названия. Например, «виджая» (приносящий победу) или «вишаяна» (грозный).

Обработка благородных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, ювелирное дело – прославленные в прошлом виды народных ремесел. Шлифовка камней стояла на очень высоком уровне, причем предпочиталась округлая форма драгоценного минерала, а не граненая, как в Европе. В наше время сохраняется техника тончайшей серебряной филиграни, отличающейся легкостью ажурных форм. Широко распространились изделия, которые уже не имеют практического применения, но обладают художественной ценностью. Сюда относятся, например, кораблики из серебряной филиграни, настенные чеканные подносы. Доныне в ювелирных украшениях широко применяются полудрагоценные камни разных пород. Исключительным разнообразием и яркостью отличаются дешевые изделия – искусные имитации драгоценностей – из цветного стекла, блестящей фольги, бисера, кусочков зеркал. Таковы женские браслеты и броши, пользующиеся широким спросом. С большим мастерством и вкусом в них подобраны белые и цветные стеклянные шарики, отражающие свет благодаря подложенной фольге. Европейцу такие украшения кажутся слишком броскими, но они выглядят гармонично в сочетании с яркими тканями одежд, вышитыми блестками и серебром сумочками. С удивительным вкусом подбирают индийские женщины украшения, делающие убранство таким красочным и выразительным, удачно дополняющим их природную красоту.

Нет сомнения, что народное декоративно-прикладное искусство Индии будет и дальше развиваться и процветать. Оно может служить образцом мастерства и вкуса.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru