Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  История мирового искусства  /

Сирийские пейзажи

 
→  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  

  Больше всего пейзажных композиций сирийских художников посвящено старому Дамаску и деревне Маалюля, расположенной в живописном горном районе близ Дамаска. Она стала источником вдохновения и местом паломничества сирийских пейзажистов. Многоярусная архитектура сельских домов, прилепившихся к склонам гор и живописно громоздящихся друг над другом, романтические пейзажи окрестностей, плодородная долина, расстилающаяся внизу, как бы воплощают идеальную мечту сирийца о красоте земли.

Махмуд Кашлан. «Дамаск». Масло. 1975.
Махмуд Кашлан. «Дамаск». Масло. 1975.

Признанный мастер, профессор Дамасской академии художеств Насир Шаура посвятил этому сказочному уголку серию произведений. Броскость цветового решения, свежесть красок, легкость живописного приема, удачный выбор мотивов – все это типично для произведений Шауры. Композиция пейзажа «Маалюля» строится по вертикали. Кубические объемы каменных домов, вырастающие один из другого, свободно расположены на склоне горы, глыбы камней в верхней части холста контрастируют с изображением домов внизу. Бытовую непосредственность пейзажу придает фигура женщины, ведущей домой барана. Красиво построены передний и дальний планы, погруженные в прозрачную фиолетовую тень, между ними расположены стены домов, выделяющиеся светлой массой. Верность натуре, неповторимая красота мотива, колористическая насыщенность делают эту панораму горного селения впечатляющим произведением сирийской пейзажной живописи.

Иначе воспринимает Маалюлю Луаи Кайяли в картине, созданной в 1964 году. Для него это место жизни конкретных людей с их повседневными заботами и тревогами. Именно поэтому отчетливо выявлена многоярусность строений, занимающих все пространство небольшого холста. Художник обращает внимание зрителя на предметы быта: грубо сколоченные столы и стулья на террасах, сохнущее белье. В другом пейзаже, написанном позднее, Кайяли словно бы синтезирует свои впечатления от посещений деревни. Он усложняет композицию, уводя воображение зрителя в глубину узкой улицы, упирающейся в склон скалы.

Гази Халди. «Посещение». Масло. 1981.
Гази Халди. «Посещение». Масло. 1981.

Поистине нет предела воображению художников, обращающихся к образу Маалюли, одинаково прекрасной в разные времена года, в полуденный зной и поздним прохладным вечером. Каждый из авторов пытался создать свой образ деревни. Если у Шауры пейзажи окутаны дымкой романтизма, в произведениях Кайяли – взволнованность и определенный драматизм, то работы Шалимы, выпускника Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, запечатлели будничную жизнь деревни.

Яркие декоративные решения с применением интенсивных контрастов цвета отличают работы этого мастера. Обычно он выбирает нарочито высокую точку зрения, словно бы с вершины горы обозревая окрестности деревни. Зажатые с двух сторон горными кряжами, громоздятся домики сельских жителей. В картине не показано небо, тем самым подчеркнуто впечатление замкнутости пространства.

Многие художники стремятся воплотить в живописи характерные места, связанные с легендарной историей Дамаска. Наиболее часто встречающийся мотив – изображение узких улочек Дамаска с памятниками древней архитектуры. При этом живописцы чаще всего ограничиваются внешней стороной привлекательного городского мотива, ставят задачи декоративного характера, стремятся показать экзотические для европейского глаза картины природы, местного быта, арабских обычаев.

Шамма Абдель Манан. «Маалюля». Масло. 1980.
Шамма Абдель Манан. «Маалюля». Масло. 1980.

Отражением такого подхода стало творчество Мамдуха Кашлана. В «Местной улочке» он изображает типичную улицу старого района города с живописными кварталами и причудливыми постройками. Кашлан с меткой наблюдательностью передает многие детали, характерные для старого Дамаска, – деревянные жалюзи на окнах, асимметрично расположенные окна на каменных стенах, консоли, поддерживающие балконы, постоянно встречающиеся арки. В некоторых картинах автор дает панораму сирийской столицы с полупрозрачной дымкой теплого воздуха, скрадывающего резкие очертания зданий, выявляет романтическое начало облика города.

В холсте «Дамаск» художник запечатлел городские кварталы, где рядом с величественными минаретами мечети Омейядов приютились маленькие жилые постройки и лавки торговцев. Автор подчеркивает архитектурное своеобразие городского мотива, по своему рисунку напоминающего арабскую каллиграфию с ее усложненным линейноконтурным ритмом.

Тема Дамаска занимает ведущее место в творчестве Эзеддина Химмата. Его непосредственные и живые пейзажи индивидуальны по своему живописному построению. Особо значимую роль играет мазок. То сильный и энергичный, то легкий и мягкий, он помогает ощутить материальность предметов. Произведения мастера наполнены ощущением свежести и непосредственности восприятия, идущими от жизненных наблюдений. В пейзажах тонко разработаны цветовые и пространственные градации. Первый план чаще всего погружен в прозрачную холодноватую тень, которая, постепенно растворяясь, уводит взгляд зрителя в глубину улицы, к более ярко освещенным местам. Перспективы композиций Химмата, как правило, прерываются силуэтом арки или дверным проемом, линейный ритм усиливается цветовым контрастом.

Насир Шаура. «Маалюля». Масло. 1975.
Насир Шаура. «Маалюля». Масло. 1975.

В пейзаже «Старый Дамаск» Химмат использует традиционный мотив уходящей вдаль улицы, разрабатывая сложную, построенную на сближенных тонах колористическую гамму. Именно через цвет передано настроение пейзажа. Перед нами загадочный уголок древней столицы с извилистой улицей, небольшой мечетью, скоплением домов с надстроенными этажами. Цвет служит здесь не для обозначения предметов, а выражает эмоциональное состояние. И хотя отчетливо читается каждый мазок, уверенно положенный на холст, создается ощущение реальности пространства, его единства со всем окружающим миром. Колорит картины подчеркнуто теплый, но в нем нашлось место для удивительного разнообразия цветовых оттенков и сочетаний, тонко увиденных в натуре.

Среди пейзажистов, посвятивших свое творчество старому Дамаску, Гази Халди. Он обычно пишет типичные улицы города, опустевшие в полуденный зной, лишь иногда оживленные одинокими фигурками людей. Примечательна композиция «Посещение». Общая схема достаточно традиционна – улица, уходящая в бесконечную даль, образована двумя беспрерывно соединенными стенами домов. На первом плане фигурка юноши, кажущаяся неподвижной и потерянной.

Эзеддин Химмат. «Старый город». Масло. 1974.
Эзеддин Химмат. «Старый город». Масло. 1974.

Главное достоинство произведения заключается в цветовой гармонии, особенностях освещения, характерных для второй половины дня, когда солнце от зенита начинает клониться к закату. Мастерски переданы коричневые плоские стены строений с причудливой игрой желтых и белых пятен, положенных на холст широко и мягко. Лишь под балконами да в глубине дверных и оконных проемов появляются голубые и зеленые тени, оживляющие гамму пейзажа. Правая часть написана в теплых тонах постепенно угасающего света. Левая часть более холодная, она выдержана в голубых, синих и слегка разбеленных тонах.

В целом живопись Гази Халди отличается плотностью и материальностью. Она рождает ощущение вечности древних стен города, увиденных добрым взглядом внимательного и зоркого мастера.

Даже этот краткий обзор пейзажной живописи в сирийском искусстве последних двадцати лет наглядно демонстрирует постоянное стремление художников к развитию реалистических традиций. Правдивое отображение действительности, накопление жизненных наблюдений, желание запечатлеть наиболее характерные уголки природы страны, дорогие и близкие каждому патриоту, почувствовать ритм жизни современников – главные задачи художников Сирии.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru