Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  История мирового искусства  /

Туркменский народный костюм

 
→  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  

 

Она идет, синяя, как луна.
Достоинств неизведанных полна
,
Ее одежда словно пелена
.

Махтумкули


Если вы приедете в Туркмению, то наверняка обратите внимание на женскую одежду, которая сохранила национальное своеобразие народного костюма. В наше время, отмеченное большими успехами в экономике и культурном строительстве республики, возродился интерес к туркменскому декоративно-прикладному искусству. И красочные национальные женские наряды снова стали модны. С небольшими изменениями в соответствии с современным образом жизни в республике носят традиционный женский костюм, сложившийся в XVIII–XIX веках.

Женская тюбетейка. Шелк, вышивка. XIX в.
Женская тюбетейка. Шелк, вышивка. XIX в.

На формирование народного костюма оказали влияние климатические условия, род занятий, исторические взаимосвязи, эстетические и религиозные представления. Свободная и широкая одежда как нельзя лучше соответствовала прежнему кочевому образу жизни народа. В ней удобно было ездить верхом и сидеть на земле, в зной в ней прохладно, а в холодную пору года тепло.

Мужской и женский костюм состоит из рубахи прямого покроя (платья), штанов, халата и головного убора. Женская рубаха отличается от мужской лишь длиной, формой воротника и количеством вышитых украшений. Рубахи женщин большинства туркменских племен шились из красного, малинового или темно-бордового домотканого шелка. Пожилые женщины носили платья-рубахи темных тонов со скромной вышивкой.

Женский наплечный халат. Сукно, шелк, вышивка. XX в.
Женский наплечный халат. Сукно, шелк, вышивка. XX в.

Верхней уличной одеждой мужчин и замужних женщин служили распашные халаты – «чабыты» и «чекмены», имеющие прямой покрой с разрезами на боках и незапахивающимися полами. Шили такие халаты из темно-синих, темно-зеленых или красных с белыми или желтыми полосками шелковых тканей. По полукруглому вырезу, бортам, подолу и боковым разрезам они украшались тонкой тесьмой.

Дорогие праздничные халаты из зеленого или красного сукна отличались роскошной вышивкой. Иногда на улице или дома в присутствии посторонних мужчин женщины пользовались халатами как накидкой на голову. Очень важной и обязательной частью повседневной уличной одежды замужних женщин были своеобразный наголовный халат – «куртэ» или «чырпы». Благодаря своему специфическому назначению он меньше обычных халатов и имеет декоративные ложные рукава. Праздничные наголовные халаты почти целиком украшались богатым растительным орнаментом.

Налобное украшение. Серебро, сердолик. XIX в.
Налобное украшение. Серебро, сердолик. XIX в.

Самая постоянная и обязательная часть головного убора мужчин, девушек и детей – полусферическая тюбетейка из красного шелка тахья, расшитая мелким геометрическим узором. Головные уборы замужних женщин очень разнообразны. Наиболее широко распространен «борик», по форме напоминающий усеченный конус, повернутый широким концом вверх. Он покрывался ярким наголовным платком с геометрическим разноцветным тканым узором по краям.

В одежде туркменок преобладают многочисленные оттенки красного. Этот излюбленный в туркменском народном творчестве цвет символизировал животворящие силы природы, и ему приписывалось магическое свойство – способствовать благополучию, здоровью, деторождению, защищать от дурного глаза.

Застежка ворота. Серебро, сердолик, стекло, позолота. XX в.
Застежка ворота. Серебро, сердолик, стекло, позолота. XX в.

С этими же представлениями связаны, по-видимому, и узоры, покрывающие ворот, рукава и подол халатов и рубах. Для определенных районов и родоплеменных групп характерны особые орнаменты и цвета. Вышивание – традиционно женское занятие, которому начинали обучать девочек с 8–10 лет. Туркменские мастерицы владели несколькими видами швов, вышивали цветными шелковыми нитями различной толщины.

Национальный костюм туркменки нельзя представить без ювелирных украшений, служивших некогда своего рода амулетами, оберегающими от болезней и бесплодия. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть в украшениях стилизованные изображения животных и насекомых, связывавшихся некогда в представлении людей со стихиями природы. Уже в три-четыре года на девочку надевали браслеты и нашивали на одежду перламутровые пуговицы и бусины. С возрастом количество украшений увеличивалось.

Женский наголовный халат. Шелк, вышивка. XX в.
Женский наголовный халат. Шелк, вышивка. XX в.

Особый интерес представляет небольшой серебряный купол – «купбы» – на девичью шапочку. От краев этого купола по всей тюбетейке разбегаются серебряные пластинки, заканчивающиеся бахромой подвесок. Такой головной убор с султаном перьев наверху напоминает небольшой боевой шлем. Девичий (тахья) и женский (борик) головные уборы дополняют множество пластин, подвесок, заколок, амулетниц, закрывавших виски, затылок, защищавших шею, грудь и плечи. В туркменской народной песне поется: «Когда гуси... поднимаются в небо, то весь воздух заполняется их голосами, когда девушки идут за водой, то весь воздух заполняется звоном их украшений».

Количество и характер «ювелирки» во многом зависел от имущественного положения. В торжественных случаях женщина из богатой семьи надевала на себя по шесть-восемь килограммов украшений.

Парные браслеты. Серебро, сердолик, бронза, позолота. XIX в.
Парные браслеты. Серебро, сердолик, бронза, позолота. XIX в.

Ювелирным ремеслом занимались мастера-оружейники, ковавшие наравне с оружием красивые вещицы для женских нарядов. И естественно, что в отличие от ковроткачества, которым занимались женщины, ювелирное искусство было исключительно мужским делом. Большим уважением пользовались в народе оружейники и ювелиры. Известно, что основным занятием великого туркменского поэта XVIII века Махтумкули было ювелирное и оружейное ремесло.

Для украшений использовалось чаще всего серебро со вставками из натуральных камней: сердолика, по древним поверьям приносящего покой, радость и изобилие, бирюзы, улучшающей зрение, кораллов, дающих богатство и изобилие всех плодов. Поверхность изделия покрывалась геометрическим и растительным гравированным узором. Для разных племен характерны различные орнаментальные элементы, однако всем туркменским украшениям свойственны пропорциональность, лаконичность, массивность.

В национальном костюме и ювелирных изделиях выразились эстетические представления туркменского народа с его древней художественной культурой, уходящей своими корнями в глубь веков.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru