Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Музеи и архитектурные памятники  /

Ярославский художественный музей

 
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  

  Древнему Ярославлю, первому русскому городу на Волге, – 975 лет. Во все века на его улицах, площадях и пристанях кипела жизнь. Сегодняшний город – крупный промышленный центр, живущий в ритме нашего времени, – остается музеем под открытым небом.

Богоматерь Толгская. 1314.
  Богоматерь Толгская. 1314.

Многие славные имена, события отечественной культуры связаны с ярославской землей. Здесь обнаружен уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Город издавна славился даровитыми зодчими и художниками, резчиками и кузнецами, ткачами и мастерами изразцового дела.

В гармонии с окружающей природой веками создавался ансамбль города. Основанный Ярославом Мудрым на «стрелке», там, где высокий правый берег Волги обрывается мысом у впадения в нее реки Которосли, древнейший Ярославль походил на корабль, плывущий в бескрайние волжские дали. Мерное течение рек – величавой Волги и неспешной, разливающейся заводями и протоками Которосли – отозвалось в спокойном, торжественном течении улиц, просторе площадей, задумчивой тишине переулков. Великолепные архитектурные ансамбли XVII века, которыми славен Ярославль, замыкают основные его перспективы.

В. Поленов. «Ранний снег. Бехово». Масло. 1891.
В. Поленов. «Ранний снег. Бехово». Масло. 1891.

Живописная красота волжских просторов не раз привлекала художников. Здесь работали Н. и Г. Чернецовы, А. Саврасов, В. Верещагин, П. Петровичев, А. Васнецов, Н. Рерих. На улицах города и теперь видишь художников с этюдниками и альбомами. Многие из них учащиеся местного художественного училища.

Ярославцы бережно сохраняют памятники прошлого. Реставрационные работы начались в городе в 1919 году. В том же году был основан и художественный музей. Самоотверженным трудом искусствоведов, реставраторов, художников были спасены сотни замечательных произведений. Они поступали из национализированных поместий, монастырей и богатых особняков, из Государственного музейного фонда. И ныне коллекция продолжает расти. В собрании музея – произведения отечественного искусства с древнейших времен до наших дней, в том числе произведения живописцев-ярославцев.

И. Грабарь. «Сирень и незабудки». Масло. 1905.
И. Грабарь. «Сирень и незабудки». Масло. 1905.

Побывать в Ярославле и миновать художественный музей невозможно. Он расположен в самом красивом и поэтичном месте города – на Волжской набережной, в зданиях, являющихся памятниками архитектуры. Одно из них – бывшие Митрополичьи палаты – широко раскинулось в начале набережной. Это лишь часть большой усадьбы XVII веке. Архитектура палат восхищает монументальностью, истинно художественной простотой. Спокойные и торжественные, они подготавливают зрителя к восприятию величавого искусства Древней Руси.

В коллекции древнерусского искусства собраны иконописные и скульптурные произведения. Все они связаны с Ярославлем. Всматриваясь в них, лучше понимаешь историю города, чаяния людей тех далеких времен, потому что каждое произведение – это своего рода «духовный портрет» эпохи. Самая древняя икона – «Спас Вседержитель» – создана в первой половине XIII века. Высокий духовный настрой, мягкая человечность образа, написанного, по словам И. Э. Грабаря, «мечтательно и скромно», воплощают представления русского народа о красоте, достоинстве человека. Композиционная гармония, чистое звучание теплых охр, золота, синего и красного соответствуют возвышенному характеру образа. Перед нами совершенное творение владимиро-суздальских мастеров. Присутствие его в Ярославле XIII века говорит о существовавших тесных связях со стольным Владимиром.

Ф. Сычков. «Калужские крестьянки». Масло. 1909.
Ф. Сычков. «Калужские крестьянки». Масло. 1909.

Лишь несколько десятилетий отделяют от этого памятника «Богоматерь Толгскую» 1314 года, но это произведение совсем иного характера. В образе скорбящей Богоматери отозвалась боль русского народа в тяжкие времена ордынского нашествия. Здесь и печаль, охватившая Ярославль после 1257 года, когда в битве на Туговой горе пали многие ярославцы. И вместе с тем какая мощь непокоренного духа ощущается в иконе – в ее монументальности, в сумрачной, словно тлеющие угли, гамме, основанной на красном, темно-зеленом, оливковом тонах.

В 1380 году под знаменами Дмитрия Донского сражалась на поле Куликовом и местная дружина. Великая победа отражена в иконе «Сказание о Мамаевом побоище» – единственном в древнерусском искусстве произведении на эту тему, созданном неизвестным ярославским мастером в конце XVII века. Появление именно в Ярославле этого шедевра иконописи не случайно. В XVII веке город – второй по величине после Москвы торговый, ремесленный центр – сыграл видную роль в освобождении родины от польско-литовских захватчиков.

К. Коровин. «Марсель. Порт.». Масло. 1890–е.
К. Коровин. «Марсель. Порт.». Масло. 1890–е.

Под тенистыми липами пройдем во второе здание. Позади – территория старого города, вот центр Ярославля, который сформировался в XVIII–XIX веках. Здание музея – бывший губернаторский дом, построенный в 1820–х годах ярославским архитектором П. Я. Паньковым. Хотя его декоративное убранство почти утрачено, в некоторых помещениях еще сохранились лепные украшения потолков. Анфилада светлых комнат опоясывает огромный парадный зал – здесь разместились живописные полотна.

Портреты XVIII века... Сколько загадок они таят, какие подчас незаурядные мастера остались безвестными, свидетельство чему этикетки «неизвестный художник"! Для сотрудника музея нет большей радости, чем открыть забытое имя, по крупицам восстановить историю создания произведения. Быть может, обретет автора и портрет П. П. Шафирова, умного и ловкого дипломата, сподвижника Петра I. Несколько лет назад на выставках в Москве и Ленинграде впервые были показаны так называемые «ярославские портреты». До этого мало кто знал о том, что в Ярославле и соседних городах – Ростове, Угличе, Рыбинске (ныне Андропов), Переславле в XVIII–XIX веках процветало искусство портретной живописи. После бережной реставрации произведения обрели вторую жизнь. История русского искусства пополнилась именами Д. Коренева, создавшего замечательную галерею холстов для ярославского воспитательного дома, угличского живописца И. Тарханова, мастера купеческих портретов Н. Мыльникова.

В. Бычков. «Колхозный базар. Деревня Рожаново». Масло. 1933.
В. Бычков. «Колхозный базар. Деревня Рожаново». Масло. 1933.

Своеобразие «ярославских портретистов» особенно ясно ощущается в сопоставлении с мастерами, выучениками академии первой половины XIX века. Хранящиеся в музее «Портрет турчанки» А. Мокрицкого, ощущается в сопоставлении с «Пейзаж с водопадом» Ф. Матвеева, «Избиение детей Ниобы» П. Шамшина дают представление о круге тем, которые разрабатывали эти художники. Отмеченная золотой медалью академии конкурсная картина Шамшина создана, несомненно, под впечатлением от знаменитого брюлловского холста «Гибель Помпеи».

Восхищение временем декабристов выразил К. Брюллов в портрете графа В. А. Мусина-Пушкина. Композиционная логика, строгая пластика формы выявляют в образе несломленный дух. Это произведение наряду с поэтическими портретами В. Тропинина принадлежит к самым значительным полотнам музейной коллекции.

В. Стожаров. «Игарка». Масло. 1954.
В. Стожаров. «Игарка». Масло. 1954.

Искусство передвижников всегда привлекает зрителей, и собрание музея дополняет уже сложившееся представление о творчестве замечательных художников-реалистов. Вглядываясь в картины В. Перова и забавную сценку «Без хозяина» В. Маковского, портреты И. Крамского, И. Репина, В. Серова, «Этюд девушки» Н. Ярошенко и «Вагранщик» Н. Касаткина, мы убеждаемся, как сильна у этих мастеров вера в силы народные. Тут же – скульптурный портрет Ярослава Мудрого работы М. Антокольского. Строгий историзм трактовки многое скажет даже неискушенному зрителю.

Мир природы был для русских мастеров воплощением эстетического идеала. И в романтических пейзажах И. Айвазовского и А. Боголюбова, отображающих южную природу, и в суровой красоте Севера у И. Ендогурова, и в пейзажах Нормандии М. Клодта нашли выражение раздумья художников о вечно зеленеющем «древе жизни». Как не вспомнить, что одна из жемчужин русской живописи – пейзаж «Грачи прилетели» – задумана А. Саврасовым именно в Ярославле, здесь началась и работа над этюдами. В собрании музея два замечательных саврасовских пейзажа. Один из них – «У колодца» – характерен для раннего этапа творчества. Крытая соломой изба с мерцающим в окне огоньком. Вышла по воду крестьянка. Все тонет в ночной мгле, которую не может развеять печальный свет скользящего среди туч месяца. По силе лирического чувства холст как бы предваряет «Грачей».

Ю. Кугач. «Летом 1941 года». Масло. 1960.
Ю. Кугач. «Летом 1941 года». Масло. 1960.

Каждый живописец открывал в русской природе красоту, созвучную своему сердцу. Россия провинциальная, будничная предстает перед нами в одном из лучших произведений Н. Маковского – «Вид на Волге близ Нижнего Новгорода», словно богатырским сном спит лес в этюде И. Шишкина «В Беловежской пуще». Безмолвной печалью охвачена зимняя природа в пейзаже В. Поленова «Ранний снег. Бехово», тонко передано осеннее увядание в картине А. Степанова «На псарне».

Искусство начала XX века представлено в музее произведениями А. Головина, Н. Рериха, И. Грабаря, Н. Крымова, К. Юона, А. Куприна, И. Машкова, А. Лентулова. Привлекают внимание своеобразные исторические пейзажи А. Васнецова и К. Богаевского. Достопримечательность музея – коллекция живописи К. А. Коровина. Все вещи – от раннего, ученического этюда до работ парижского периода – покоряют вдохновенным мастерством, артистизмом. Живописная гармония, пластический строй произведений несут ощущение восторга перед красотой мира.

В начале XX века в Ярославле оживляется художественная жизнь. Жанровый холст И. Куликова «Пряхи» отмечен поисками национальной красоты, характерными для той поры. Сочно, широким мазком, с большим настроением исполнил Ф. Сычков картину «Калужские крестьянки». Живопись ярославских художников разных поколений широко представлена в экспозиции советского искусства. Творческий путь В. Бычкова связан с «Союзом русских художников». Он заведовал выставками этого объединения в течение 15 лет. В его полотне «Колхозный базар. Деревня Рожаново» краски собраны в свежий, сочный букет – тут и там рдеют крестьянские сарафаны, платки, цветистые рубахи. Костромской мастер Н. Шлеин прошел серьезную академическую школу, работал в традициях жанровой картины передвижников. Проходя по залам музея, вспоминаешь, что именно здесь состоялся первый съезд ярославских комсомольцев, а в годы Великой Отечественной войны формировалась стрелковая дивизия. Славная история нашей страны как бы оживает в произведениях советских художников.

М. Антокольский. «Ярослав Мудрый». Бронза.
М. Антокольский. «Ярослав Мудрый». Бронза.

Повстречались на дороге, опаленной огнем войны, усталые бойцы и старая крестьянка. В чувстве материнской нежности и поистине сыновнего участия, которое связало незнакомых друг другу людей, художник Ю. Кугач выразил единство народа, который нельзя победить. Сила воздействия полотна «Лето 1941 года» – в ощущении сопричастности зрителя к происходящему. Как точно передано ощущение летнего палящего зноя, горькое чувство отступлений, утрат. Художник понимает образное значение детали. На одном из солдат ботинки с обмотками – такую обувь носили в начале войны... В экспозиции представлены и произведения таких выдающихся мастеров советского искусства, как С. Герасимов, В. Бакшеев, В. Стожаров, В. Сидоров, Г. Коржев, Е. Моисеенко. Полотно последнего «Наташа» своей светлой интонацией неизменно приковывает внимание зрителя. На этой лирической ноте завершается осмотр экспозиции советского искусства.

Один из интереснейших в Российской Федерации, Ярославский художественный музей постоянно пополняется новыми произведениями. Здесь ведется серьезная научно-исследовательская, популяризаторская работа. А количество зрителей, приезжающих сюда по маршрутам «Золотого кольца», говорит само за себя. В этом залог дальнейшего роста посещаемости музея – главного в конечном счете показателя нужности его народу, обществу.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru