Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Музеи и архитектурные памятники  /

Станция метро «Площадь Революции»

 
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  

  Наверху – современная Москва, а здесь строгие бронзовые фигуры, отсвеченные красным мрамором, заставляют вспомнить первые десятилетия молодого Советского государства. И даже бурлящей толпе пассажиров не вытеснить из зала своеобразной музейной атмосферы. Да, это станция-музей, прочно вошедший в наши будни, в повседневные маршруты, с утра до вечера открытый бесконечному людскому потоку.

Станция метро «Площадь Революции». Часть перонного зала.
Станция метро «Площадь Революции». Часть перонного зала.

«Площадь Революции» сооружена в марте 1938 года, во вторую очередь строительства Московского метрополитена. Ее проектировал Алексей Николаевич Душкин. Расположенная рядом с Кремлем, Красной площадью, Мавзолеем и Центральным музеем Владимира Ильича Ленина, она должна была стать частью архитектурного центра столицы нашей Родины, отразить в своем облике величие революционных идей.

Пилоны, двумя рядами разделяющие зал на центральный и боковые платформы, архитектор оформил в виде невысоких, ритмично чередующихся арок, образующих проходы к перронам.

Как бы вторя цвету Кремлевских стен, архивольты облицованы темно-красным мрамором. Цоколи под ними покрыты черным. Тонкий рисунок рельефных линий расходится от арок вверх, к гладким белым сводам, где подвешены ряды светильников. Углы пилонов Душкин предполагал оформить барельефами.

М. Манизер. «Матрос-балтиец». Бронза. 1938.
М. Манизер. «Матрос-балтиец». Бронза. 1938.

Для этого он пригласил в 1936 году замечательного советского скульптора Матвея Генриховича Манизера. Познакомившись с архитектурой станции, тот предложил вместо рельефов установить круглую скульптуру, отражающую развитие нашего общества с 1917 года до середины тридцатых годов. Идея смелая и увлекательная: показать народ в декоре подземного «дворца для народа», каким задумывалась тогда каждая станция метро. В трехлетний срок Манизер с помощью учеников создал двадцать парных бронзовых фигур и украсил ими архивольты поперечных проходов.

Пройдем вдоль торжественного бронзового строя. В первом пролете – «Рабочий-красногвардеец» и «Солдат», герои исторических дней Октября. «Крестьянин-партизан» и «Матрос-балтиец» продолжают революционную тему. «Парашютистка» и «Краснофлотец-сигнальщик», «Девушка-снайпер» и «Пограничник» – советские люди, готовые к труду и обороне. «Шахтер», «Молодой изобретатель», «Птичница», «Тракторист», студенты, спортсмены, пионеры... В интерьере станции запечатлен портрет целого поколения, сумевшего в короткий срок поднять страну и превратить ее в мощную индустриальную державу, поколения, которому в скором времени предстояли испытания в Великой Отечественной войне...

М. Манизер. «Девушка с книгой». Бронза. 1938.
М. Манизер. «Девушка с книгой». Бронза. 1938.

Манизер, следуя своему творческому принципу, стремился к сочетанию конкретности и обобщенности в образах. «Каждое лицо – тип, и вместе с тем вполне определенная личность». Скульптуры «Площади Революции» – теперь мы можем убедиться в этом – не устарели, выдержали испытание временем. Они по-прежнему выразительны и полны жизненной силы.

Вот изображен строитель метро с отбойным молотком в руках – молодой, задорный, полный достоинства. В тридцатые годы прокладывать подземные магистрали было делом особой ответственности и чести. Стройку объявили Всесоюзной ударной, комсомол стал ее шефом. Только в 1933 году на нее направили тринадцать тысяч добровольцев.

В 1934 году американский писатель-фантаст Герберт Уэллс, посетивший Советский Союз, предрекал провал «безумной затеи Советов» – строительство метрополитена. А уже через год побежали поезда. Сооружение первой очереди велось вручную, главными инструментами были кайло, лом, носилки и тачка. А во вторую очередь механизировали почти все процессы проходки тоннеля. Построенное в кратчайшие сроки, Московское метро по праву считается лучшим в мире!

М. Манизер. «Пограничник с собакой». Бронза. 1938.
М. Манизер. «Пограничник с собакой». Бронза. 1938.

Шесть фигур Манизер исполнил без участия соавторов: «Красногвардеец», «Девушка с диском», «Девушка с книгой», «Футболист», «Колхозник-тракторист» и «Студент». Учитывая, что они будут поставлены близко к зрителю, Манизер строго подошел к детальной проработке каждой их части, особенно лиц. В книге «Скульптор о своей работе» он писал: «Портрет в скульптуре – одна из увлекательнейших задач. Бесчисленные повороты, в которых по-новому читается изображенный человек, разнообразные эффекты освещения, сильно меняющие выражение лица, наконец, ощущение реальности головы – вот что составляет преимущество скульптурного портрета над всяким другим. Даже просто вылепленная голова без какого бы то ни было «замысла», смотрящая прямо или не смотрящая совсем, уже представляет ценность и интерес. Поэтому скульпторы, в том числе и я сам, часто поддаются соблазну просто сделать человека таким, каков он есть в действительности. Точно передать строение и форму головы, черты лица, обычное его выражение».

Однообразие поз и статичность персонажей – они либо сидят, либо поставлены на одно колено – объясняется тесным пространством в малоуглубленных нишах, сильно сковывавшим автора. Дугообразные своды давят на фигуры, заставляют их согнуться порою вопреки сюжетному содержанию. Да и количество их слишком велико, однако задача оформить все сорок арок диктовалась конструкцией зала.

М. Манизер. «Молодой изобретатель». Бронза. 1938.
М. Манизер. «Молодой изобретатель». Бронза. 1938.

Фасад надземного вестибюля решен в виде портика из шести колонн, квадраты которых облицованы темно-серым лабрадоритом и приподняты на гранитное основание ступеней. Эскалаторный зал имеет овальную форму, оба тоннеля в нем выделены кес-сонированными арками – один ведет к «Площади Революции», другой – к «Площади Свердлова».

Теперь, по прошествии лет, можно оценить значение этой станции в развитии советской монументально-декоративной пластики, в решении задач синтеза. По композиционно-образному строю скульптура органично сочетается с архитектурой, но по масштабу они явно не согласованы. Впрочем, этот опыт интересен и своими художественно-конструктивными недостатками.

В дальнейшем Душкин строго следовал принципу бережного отношения к пространству на основе достижений современной науки и техники. Новые несущие конструкции – колонны – он использовал в «Маяковской», которая строилась одновременно с «Площадью Революции» и была открыта в сентябре 1938 года. Благодаря удачному освещению как бы раздвигается пространство «Кропоткинской». Не случайно именно эти два проекта, ознаменовавшие собой эпоху станций колонного типа, получили высокие награды у нас в стране и «Гран При» на международных выставках в Париже и Брюсселе.

Вестибюль станции метро «Площадь революции».
Вестибюль станции метро «Площадь революции».

А «Площадь Революции», хоть и тесновата для нынешнего потока пассажиров, все же как-то особенно дорога. Быть может, оттого, что величественность в ее облике сочетается с камерностью близко расположенных фигур, которые создают человечную и доверительную атмосферу общения с историей Отечества.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru