Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Музеи и архитектурные памятники  /

Эрмитаж: «Книжный шкаф»

 
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  

Скидки на куртки из кожи в Самаре. Дубленки и шубы из натурального меха.

  Среди несметных богатств Государственного Эрмитажа есть своеобразная, неизвестная в большинстве своем широкому зрителю часть его сокровищ – Научная библиотека – старейшее и крупнейшее советское собрание изданий по искусству.

Э. Гау. «Библиотека императора Александра II в Змнем дворце». Акварель, белила. 1867.
Э. Гау. «Библиотека императора Александра II в Змнем дворце».
Акварель, белила. 1867.


Началом его считается 27 июля 1762 года, когда был назначен «унтербиблиотекариус» первой эрмитажной библиотеки – книг Екатерины II – А. А. Константинов (зять М. В. Ломоносова). Упорядочил и систематизировал фонд после перевода его из «личных комнат» императрицы в «верхнее жилье в новом строении с Эрмитажем» (антресоли Овального зала) назначенный в 1773 году «регистратором» Алексей Иванович Лужков – известный переводчик, хранитель Галереи древностей, с 1789 года почетный член Академии наук. Он же составил первый каталог.

Приобретенные в этот период библиотеки генерал-поручика А. Д. Ланского, французских философов Дидро и Вольтера Екатерина II считала частью своего музея. В 1790 году она писала Гримму: «Мой музей в Эрмитаже состоит, кроме картин и лож Рафаэля, из 38 тысяч книг». В начале 90–х годов XVIII века к ним были присоединены собрания русского историографа князя Щербатова, Петра III. Русские книги еще в 1766 году были выделены в отдельный фонд, причем Екатерина II следила, чтобы туда не проникали книги «против закона, доброго нрава, нас самих и российской нации», и предписывала издателям и придворным книгопродавцам не продавать подобной литературы.

А. Ухтомский. «Библиотека Вольтера». Акварель, лак. 1859.
А. Ухтомский. «Библиотека Вольтера».
Акварель, лак. 1859.


Приобретая книги французских философов, императрица стремилась упрочить славу «просвещенной государыни» в ряду европейских монархов. В 1785 году в Эрмитаж была доставлена библиотека Дидро. Книги Вольтера прибыли в Петербург в сопровождении его секретаря и библиотекаря Жана-Луи Ваньера, который расположил их во дворце в том же порядке, в каком они находились в фернейском замке. Однако, ни Екатерина II, ни ее преемники на русском престоле никого не допускали к этим сокровищам, содержащим «безумные доктрины», которые развязали французскую революцию.

Библиотека Вольтера, сохранившаяся в первоначальном виде, была фактически недоступна, и единстренным русским, официально допущенным к книгам Вольтера за полстолетия, был А. С. Пушкин, которому разрешили искать материалы для написания истории Петра I. В 1832 году последовало предписание министерства двора заведующему эрмитажной библиотекой Е. Е. Келеру «допустить известного сочинителя Александра Пушкина рассмотреть хранящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера». 31 июня 1837 года министр императорского двора распорядился «без предписания высшего начальства книг из эрмитажной библиотеки никому, кроме членов императорской фамилии, не давать, а имеющим надобность в ученых изысканиях дозволить заниматься в самой библиотеке и делать нужные выписки, не дозволяя, однако, ни читать книг из Вольтеровой и Дидеротовой библиотек, ни делать из них выписки». Чтобы вытравить память о Вольтере, из русского отдела эрмитажного книжного собрания изъяли не только его произведения, но и полемические сочинения против него.

«Титулярник». Русская лицевая рукопись. Титульный лист. 1670–е.
«Титулярник». Русская лицевая рукопись.
Титульный лист. 1670–е.


В течение всего XIX века эрмитажный книжный фонд постоянно пополнялся. Разросшееся собрание еще в 1796 году было переведено из антресолей Овального зала в четыре помещения, оформленные по эскизам Кваренги: в нижнем этаже корпуса лоджий Рафаэля под него были определены Длинная галерея и три зала. В 1827 году ученик Академий художеств А. Тыранов выполнил «Перспективный вид эрмитажной библиотеки». Позже интерьеры этих помещений запечатлели в своих акварелях Э. Гау и А. Ухтомский.

Революция 1848 года во Франции, перепугавшая Николая I, который считал книжное собрание Эрмитажа «семейной библиотекой», где должно быть то, что «может понадобиться мне и моей семье, латынь и все ученое здесь не нужны», вызвала распоряжение «не отпускать из эрмитажной библиотеки чиновникам и служителям придворного ведомства для чтения ни журналов, ни нынешних романов, переведенных с иностранных языков». Император давно мечтал избавиться от библиотеки Вольтера (собрание книг Дидро уже было распылено по разным хранилищам): в 50–е годы она получила отдельное помещение, но для статуи Вольтера места не нашлось – «там негде его хранить». Скульптуру отправили в подвалы Таврического дворца, затем – в Публичную библиотеку. И лишь в 1887 году замечательное творение Гудона вернулось в Эрмитаж.

«Титулярник». Русская лицевая рукопись. Лист с изображением Петра I в детстве. 1670–е.
«Титулярник». Русская лицевая рукопись. Лист
с изображением Петра I в детстве. 1670–е.


Новый этап в истории библиотеки связан с началом строительства социалистической культуры, началась ее перестройка из дворцового учреждения в народную библиотеку. Газета «Искусство Коммуны» сообщила 9 февраля 1919 года о решении Петроградского Совета превратить эрмитажное книжное собрание в публичную искусствоведческую библиотеку.

Нынешний фонд Научной библиотеки Государственного Эрмитажа насчитывает более чем полмиллиона единиц хранения. Ежегодно он пополняется литературой по изобразительному и прикладному искусству, архитектуре, истории и историческим наукам. Есть большой отдел по музейному делу и реставрации, собираются все публикации об Эрмитаже.

В 1924 году библиотека переместилась в Южный павильон Малого Эрмитажа, где и находится по настоящее время. Кроме того, существуют ее специализированные филиалы в научных отделах музея.

В годы Великой Отечественной войны сотрудники Эрмитажа и библиотеки сохранили книжный фонд, эвакуировали уникальные издания, которые вернулись в Ленинград в 1945 году.

Рисунок XVIII в. на защитном листе венецианской пергаментной рукописи конца XVI в. с предписанием дожа Никколо да Понте патрицио Стефано Джустиниану.
Рисунок XVIII в. на защитном листе венецианской
пергаментной рукописи конца XVI в.
с предписанием дожа Никколо да Понте патрицио
Стефано Джустиниану.


Все наиболее ценные издания хранятся в Кабинете редкой книги и рукописей, среди которых есть и древние. Например, пергаменная латинская рукопись трактата Цицерона «О дружбе» в позднем каролингском минускуле (средневековое письмо из одних строчных букв) XI века. Или прекрасно оформленная рукопись конца XVI века, содержащая предписание венецианского дожа Никколо да Понте управителю одной из областей патрицию Стефано Джустиниану: миниатюра на защитном листе изображает символическую фигуру Венеции и Джустиниана, принимающего рукопись из ее рук.

Среди древнерусских и русских рукописей можно отметить хранящийся здесь экземпляр «Титулярника», поступившего в 1899 году из коллекции князя Репнина, редчайшего из немногих известных сегодня рукописных сборников этого типа. «Титулярник» представляет собой лицевую рукопись (то есть с изображениями людей), на заглавном листе которой читаем, что это «книга, а в ней собрание, откуду произыде корень великих государей царей и великих князей росийских...».

Фронтиспис к повести В. А. Соллогуба «Тарантас». Гравюра на дереве, раскраска. 1845.
Фронтиспис к повести В. А. Соллогуба «Тарантас».
Гравюра на дереве, раскраска. 1845.


Ко времени Екатерины II относятся списки лейб-гвардии Преображенского полка за 1774, 1791 и 1796 годы – на двух из них автографы А. В. Суворова. Особо следует отметить существующую в единственном экземпляре (вторая такая книга не обнаружена в книгохранилищах страны) «Историю города Тулы мещанина Абрама Булыгина о чудных его на свете похождениях, об охотах, веселостях и об работах», написанную в 1797 году. Это издание интересно как единственная автобиография рабочего человека.

К XIX веку относятся «Списки замечательных лиц русских» П. Карабанова, иллюстрированные «Воспоминания из путешествия по Волге» художников Григория и Никанора Чернецовых, описания городов Сольвычегодска, Холмогор, Архангельска, памятник дворянской жизни – альбом А. А. Сенковской с автографами музыкантов Адана, Листа, Сервэ и рисунками А. Брюллова, П. Соколова, Ф. Толстого. Среди книг этого времени – «Басни Ивана Крылова» с иллюстрациями П. Сапожникова – одно из лучших русских иллюстрированных изданий басен, причем существуют экземпляры (а именно такой вы видите на репродукции) с раскрашенными от руки ксилографиями.

«Список лейб-гвардии Преображенского полку...». Титульный лист. Акварель. 1796.
«Список лейб-гвардии Преображенского полку...».
Титульный лист. Акварель. 1796.


Бережно сохраняя книжные сокровища, Научная библиотека Эрмитажа заботится о постоянном пополнении фондов научными и иллюстрированными изданиями по искусству: каталогами музеев, коллекций и выставок, альбомами, монографиями о художниках. Постоянные читатели (более тысячи) – это сотрудники Эрмитажа, других художественных музеев, работники искусства, студенты художественных вузов, сотрудники учреждений культуры, любители искусства.

«Книжный шкаф» Эрмитажа всегда к услугам людей, занимающихся историей культуры и искусства.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

Индивидуальные новогодние туры в Австралию от туроператора Travel Center.

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru