Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Словарь изобразительного искусства  /

Античное искусство

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  
—  

  За несколько веков до нашей эры в Древней Греции, а позднее в покорившем ее Риме существовало искусство, которое мы теперь называем античным. Это слово произошло от латинского «antiquus» – «древний».

Развалины афинского Акрополя. V в. до н. э.
Развалины афинского Акрополя. V в. до н. э.

Античным миром стали также называть весь полуторатысячный период от возникновения Греции вплоть до гибели Римского государства в V веке нашей эры.

Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Это искусство было создано жителями свободных древнегреческих городов-республик. Их идеалом стал образ человека-гражданина, гармонически развитого физически и духовно.

«Дельфийский возничий». Деталь. 470 г. до н. э.
«Дельфийский возничий». Деталь. 470 г. до н. э.

Особенно расцвело античное искусство в Афинах в V веке до нашей эры. В храмах, на площадях, на берегу моря стояло множество статуй. Освещенные солнцем, овеянные воздухом, они были бесконечно, прекрасны. Античных мастеров вдохновляли греческие мифы: статуи, созданные ими, изображали богов. Они имели облик физически совершенных людей, наделенных и высокими душевными свойствами. В глазах каждого грека боги воплощали в себе красоту, благородство, мужество и разум.

Дорический, ионический и коринфский виды ордеров античных колонн.
 Дорический, ионический и коринфский виды ордеров античных колонн.

На высоком холме в самом центре Афин был воздвигнут мраморный Акрополь. За его неприступными стенами афиняне могли укрыться от вторжения неприятеля. Здесь же были самые красивые храмы Древней Греции, и среди них знаменитый Парфенон, посвященный покровительнице города Афине-Парфенос (Афине-Деве). На фоне ярко-синего неба мягко светились его стены и колонны, сложенные из золотистого, пентелийского мрамора.

Время не пощадило бессмертного творения Иктина и Калликрата, создавших этот храм. Сохранились лишь остатки стен и колоннады. Но и эти руины позволяют говорить об удивительной краcоте Парфенона.

Мирон. «Дискобол». 450 г. до н. э.
Мирон. «Дискобол». 450 г. до н. э.

В центре площади перед Парфеноном стояла большая бронзовая статуя Афины-Промахос (Афины-Воительницы). Шлем и наконечник копья, которое она держала в руках, были покрыты золотом. Сверкая на солнце, они были хорошо видны в любой точке города. Создавалось ощущение, что богиня Афина бессменно охраняет покой его жителей.

Древнегреческая ваза. II в. до н. э.
Древнегреческая ваза. II в. до н. э.

Внутри Парфенона находилась еще одна статуя богини. Она была сделана из дерева, слоновой кости и золота. В ее глазницы были вставлены два огромных изумруда, сверкавших всякий раз, когда на них падал солнечный луч. Обе эти статуи создал знаменитый греческий скульптор Фидий. Ни одна, к сожалению, не сохранилась, и судить о них можно лишь по восторженным отзывам современников и по многочисленным копиям, сделанным уже в те времена, когда Греция была покорена римлянами.

Античные монеты. IV–I вв. до н. э.
Античные монеты. IV–I вв. до н. э.

Подобная судьба постигла многие великие творения античных мастеров. И все же из глубины столетий до нас дошли некоторые имена античных скульпторов и живописцев: Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа, Полигнота, Апеллеса... Археологи возвратили к жизни античные храмы, статуи и другие произведения искусства.

«Мальчик, вынимающий занозу». V–I в. до н. э.
«Мальчик, вынимающий занозу». V–I в. до н. э.

Крупнейшие музеи мира считают за честь выставить в своих залах шедевры античности. Посетители одного из музеев Рима могут видеть знаменитую бронзовую статую «Мальчик, вынимающий занозу», созданную около двух с половиной тысяч лет назад. Нас поражает искусство скульптора, сумевшего так живо передать простую и естественную позу мальчика.

Легенда говорит, что эта статуя была отлита в честь юного спартанца, победившего в беге, несмотря на то, что его ногу пронзил острый шип колючего растения аканта. Подавив боль, мальчик нашел в себе силы продолжать состязание. Сограждане поставили ему памятник потому, что больше всего ценили в человеке мужество и волю к победе.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru